Головная компания ретейлера «Связной», кипрская Trellas Enterprises Ltd, подала иск к мобильному оператору МТС на 77,6 млрд руб. за нарушение прав на товарный знак, сообщила МТС на портале раскрытия корпоративной информации. Иск подан в Арбитражный суд Москвы и уже принят к производству, но текст заявления на сайте суда не размещен. Иск связан с товарным знаком совместного проекта двух компаний — виртуального мобильного оператора «Связной мобайл», уточнил представитель МТС Дмитрий Солодовников.
МТС начала распространение своих услуг связи под брендом «Связной» в конце 2013 года, причем отдельный договор в мае 2014 года разрешил их продажи в салонах «Связного» (компания «Связной Логистика»), рассказал РБК представитель Trellas. По его словам, этот договор обозначал Trellas как правообладателя товарного знака «Связной», но МТС не обращалась в компанию за разрешением на его использование, и лицензионного договора, по которому МТС могла бы использовать этот товарный знак, не было. Согласно позиции Trellas, было продано около 800 тыс. контрактов, нарушающих ее исключительные права. «При этом Trellas не получил от компании МТС никакого вознаграждения за использование товарного знака «Связной», — отметил собеседник РБК.
«Использование товарного знака производилось по поручению самого «Связного». Компания получала прибыль по схеме разделения доходов подключаемых абонентов, между участниками проекта был заключен соответствующий договор», — объясняет Солодовников, добавляя, что Trellas Enterprises не могла не знать об этом, так как владеет «Связным». По его мнению, «это может свидетельствовать об искусственности поданного иска и возможном сговоре между материнской и дочерней компаниями».
Trellas в ответ на заявление МТС о сговоре со «Связной Логистика» оставляет за собой право обратиться в суд с иском о защите деловой репутации, заявил представитель Trellas.
Сумма в 77,6 млрд руб. (более $1 млрд) соизмерима со стоимостью крупных брендов. К примеру, бренд МТС исследовательская компания Millward Brown в 2014 году оценила в $12,1 млрд: оператор занял 80-е место в топ-100 самых дорогих брендов мира. Другая исследовательская компания, Brand Finance, оценила бренд МТС гораздо скромнее — в $3,6 млрд в 2014 году и почти в $4 млрд в 2015-м. По данным Millward Brown за 2015 год, среди брендов, стоимость которых близка к $1 млрд, косметическая компания Natura ($1,7 млрд). Бренды двух российский компаний, которые не вошли в итоговый топ-100, но попали в отраслевой рейтинг, — «Газпрома» и «Роснефти» — Millward Brown оценила в $5,2 млрд и $5 млрд.
Бренд «Связного» сейчас можно оценить примерно в $300 млн, говорит управляющий директор компаний BrandLab и Brand Finance в России Александр Еременко. По его словам, о сумме в 77 млрд руб. можно было говорить три-четыре года назад, но сейчас стоимость бренда ретейлера не превышает 20 млрд руб. (в расчетах Еременко учитывал, например, влияние кризиса на бизнес, перспективы повышения дохода, который приносит бренд, в будущем, а также сравнение с другими российскими брендами). При этом бренд «Связного мобайл» стоит еще меньше, говорит Еременко, — не более 1 млрд руб.
Совместный проект оператора и ретейлера «Связной мобайл» был запущен в 2013 году. Клиенты «Связного» могли подключиться к новому виртуальному оператору (в сети МТС) со специальными тарифами и бонусами. К этим услугам подключилось около 800 тыс. абонентов. Проект был заморожен в августе 2015 года, после того как МТС и «Связной» прекратили сотрудничество: оператор отказался от продажи своих сим-карт в сети ретейлера.
Конфликт МТС и «Связного» начался весной 2015 года, когда ретейлер перешел под контроль Олега Малиса, брата президента «Евросети» Александра Малиса. МТС пыталась оспорить решение ФАС, одобрившее заявку компании NFOC Олега Малиса на приобретение 51% Trellas Enterprises Ltd, управляющей структуры группы «Связной», но суд отклонил этот иск.
Это не первый иск «Связного» к МТС. В конце сентября ретейлер потребовал у оператора 680 млн руб., утверждая, что МТС не оплатила в полном объеме счета по агентскому вознаграждению в 2015 году. Представитель МТС тогда говорил, что у компании есть встречные претензии к «Связному» примерно на 800 млн руб. по результатам аудита его работы по подключению абонентов.
До 1 апреля 2015 года МТС была основным партнером «Связного» по продажам пакетов подключений: доля этого оператора в продажах сим-карт ретейлера превышала 70%. С 1 апреля со «Связным» возобновили полноценное сотрудничество «МегаФон» и «ВымпелКом» (бренд «Билайн»).
Елизавета Архангельская