Таксофон - не такое уж допотопное средство связи, как можно было бы подумать, наблюдая за бумом беспроводных технологий и за тем, как стремительно входят в повседневный обиход технологии Wi-Fi, Bluetooth и иже с ними. Несмотря на все завоевания прогресса, востребованным пока остается и старый добрый таксофон. Оказавшись в чужом городе, человек вряд ли станет звонить на местные номера с собственного мобильного телефона - роуминг все-таки удовольствие недешевое. Пользоваться телефоном в номере гостиницы зачастую тоже довольно накладно. А вот таксофон на ближайшем углу - как раз то, что нужно. Если, конечно, этот угол действительно ближайший.
Европейские таксофонные сети давно начали двигаться в сторону модернизации и сейчас предлагают горожанам множество разнообразных услуг. Даже в восточноевропейских столичных городах (не говоря уже о Западной Европе) никто уже не удивляется при виде веб-таксофонов, позволяющих как совершить обычный телефонный звонок, так и войти в Интернет, послать SMS-сообщение на мобильный телефон, отправить электронную почту и т. п.
В конце прошлого года первые 20 таких таксофонов были установлены и в Москве, но расширять этот опыт МГТС пока не стремится.
Оно и понятно - прежде чем браться за таксофоны, столичным связистам не мешало бы повысить качество обычной телефонной связи. Именно с этой целью около года назад МГТС приступила к реконструкции своей сети, суть которой заключается в массовой замене старых аналоговых АТС на современные электронные. Срок реконструкции - порядка восьми лет: получается, что не позднее 2012 г. вся Москва должна быть обеспечена качественной телефонной связью. Таксофоны подключены к тем же самым АТС, что и домашние телефоны, - значит, и таксофонное хозяйство города к этому времени должно достигнуть европейского уровня.
Однако доходы от таксофонов нужно постепенно повышать уже сегодня - если МГТС не хочет все эти годы содержать убыточное подразделение. Первый шаг к прибыльности компания уже совершила, демонтировав в прошлом году последние из сохранившихся жетонных и монетных "монстров". Сейчас в Москве действуют исключительно карточные таксофоны, гораздо более экономичные в обслуживании и не вызывающие у несознательных граждан соблазна взломать аппарат и выгрести наличность.
Теперь дело за расширением спектра услуг. Веб-таксофоны для Москвы пока по-прежнему скорее экзотика, реального увеличения выручки с их помощью не обеспечить. А вот если подключить максимально возможное число уличных телефонов-автоматов к межгороду, положение может ощутимо улучшиться. Тем более что с повсеместным распространением мобильной связи основными пользователями таксофонов становятся именно приезжие, которых в столице ежедневно бывает по меньшей мере несколько сот тысяч. Очень неплохая потенциальная база для повышения доходов таксофонной сети.
Нынешние успехи МГТС на ниве подключения таксофонов к межгороду трудно назвать свершением. Как рассказал "Фокусу" замначальника управления таксофонной сети МГТС Вячеслав Голованов, всего в Москве действует около 14 000 таксофонов. Из них доступ к "восьмерке" имеют менее трети - 4115 (год назад цифра была еще ниже - примерно 2900 таксофонов). Учитывая, что эти таксофоны не всегда исправны, да и найти их далеко не всегда просто, можно предположить, что объявленное расширение парка "дальнобойных" таксофонов погоды не сделало. Большинству гостей столицы (не говоря уже о самих москвичах) мобильник обходится, может, и дороже, зато не нужно тратить время и силы на поиск другой возможности позвонить.
Однако останавливаться на начатом в МГТС и не собираются. Проблема с выходом на межгород - сугубо техническая, уверяют здесь. В советские времена на каждой АТС резервировали несколько специальных номеров, предназначенных исключительно для таксофонов и предусматривающих возможность звонка только в одну сторону - c таксофона в город. Тогда как междугородные и международные звонки изначально предполагают возможность "обратной связи": оборудование на том конце провода должно "знать", откуда пришел звонок, чтобы правильно его тарифицировать.
По мере замены старых АТС на новые эта проблема будет решаться сама собой, говорит Вячеслав Голованов, и со временем дальние звонки можно будет совершать практически с любого таксофона. Одновременно у граждан появится возможность не только звонить самим, но и принимать входящие звонки, находясь в таксофоне, - в той же Европе к этому давно привыкли и не шарахаются, услышав раздающийся из таксофонной будки звонок, воспринимая это как нечто само собой разумеющееся.
Впрочем, сбыться этим радужным прогнозам суждено еще не скоро. Да и причины отставания московского таксофонного парка от европейского уровня вовсе не сплошь технические. Не техника же, в самом деле, уже который год мешает МГТС принимать к оплате за звонок из таксофона чужие телефонные карты. Москвичи давно привыкли: если на кабине "телефона-автомата" значится "МГТС", то и работать этот телефон будет только с карточкой самой Московской городской телефонной сети или, в некоторых случаях, какой-то из ее "дочек". Не удивительно, что МГТС ежемесячно продает около полумиллиона телефонных карт. А вот приезжих такая система устраивает далеко не всегда: чтобы позвонить, им приходится не просто отыскать ближайший таксофон, но еще и приобрести карту - которую, возможно, они даже не успеют использовать до конца. По словам главы управления таксофонной сети МГТС Аркадия Семенова, московские карты действуют также на части таксофонов в Подмосковье, Твери, Курске, Сочи, Екатеринбурге, Самаре, Петербурге - там, где удалось договориться о взаимодействии с местным оператором. Однако в других городах страны действуют свои телефонные карты, которые использовать в столице невозможно.
Идея создания единой таксофонной карты, которая принималась бы подавляющим большинством таксофонов во всех российских городах и регионах, возникла еще в 2001 г. По сути, речь идет об организации роуминга между таксофонами разных операторов - все они должны "читать" не только местные карты, но и единую. Проект поручили "Связьинвесту" в лице питерской компании "Национальная таксофонная сеть" (НТС), созданной в 2000 г. на базе "Санкт-Петербургских таксофонов". Кое-где, преимущественно на северо-западных территориях страны, НТС и впрямь удалось добиться успеха и обеспечить прием одной и той же карты таксофонами в разных городах. Однако в Москве все оказалось сложнее. МГТС сочла, что и сама способна выступить в роли объединяющего начала, и согласилась "пустить" карту НТС всего на несколько столичных таксофонов - и то при условии, что НТС точно так же доработает часть собственных таксофонов под прием московской карты.
"Борьба титанов" продолжается до сих пор. Недавно технический директор "Национальной таксофонной сети" Сергей Казаков заявил, что уже этим летом компании Siemens и Ascom, поставщики таксофонов для МГТС и НТС, завершат тестирование своего оборудования на предмет организации двустороннего роуминга. Если все сложится удачно, карты МГТС будут действовать там же, где уже действует "единая карта" НТС, и наоборот. В МГТС, впрочем, стремятся развеять ложные иллюзии. По словам собеседника "Фокуса", речь идет лишь об испытаниях таксофонов Siemens, которые действуют в том числе в Москве, на совместимость с картой НТС. О сложении усилий двух игроков, владеющих крупнейшими таксофонными парками, речь, как и прежде, не идет.
Несложно угадать, к чему может привести такое противостояние со временем. Таксофоны окажутся попросту ненужными - пользоваться ими будут разве что в метро, да и то лишь там, где не ловится сотовая сеть. Мобильная связь вытеснит из голов граждан само воспоминание о телефонах-автоматах. Тогда не в меру гордым операторам придется либо свыкнуться с мыслью об убыточности таксофонного бизнеса, либо попросту демонтировать ставшие ненужными городские таксофоны.