Телекоммуникации между Европой с Азией осуществятся по «Атласу»

«Ростелеком» и VEB Ventures (входит в ВЭБ.РФ) инвестировали в совместное предприятие «Атлас», чтобы поддержать строительство новой магистральной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) согласно проекту «Транзит Европа-Азия нового поколения» (TEA NEXT). ВОЛС должна соединить Китай с Европой через Россию, пройти через крупнейшие российские города, а также обеспечить отвод магистральной линии в Монголию. Предполагается также обмен трафиком с Швецией и Германией и подводная прокладка кабеля от Владивостока до важнейших точек Юго-Восточной Азии – Японии, Гонконга и Кореи.

Каждая из сторон готова вложить по 6 миллиардов рублей, также ведется поиск сторонних инвесторов, включая иностранных.

Проект «Ростелекома» «Транзит Европа-Азия», сокращенно ТЕА, берет начало в далеком 2003-м году, когда было подписано соглашение между Россией и Китаем о совместной организации телекоммуникаций. После этого в России уже в 2004-м появились первые транзитные каналы. В дальнейшем каналы модернизировались, и уже в 2018-м году «Ростелеком» объявил о планах удвоить объем фактического трафика. Тогда планировалось, что общие пропускная способность каналов оператора между востоком и западом России составят около 2 Тб/с. В 2020-м году был запущен непосредственно проект ТЕА NEXT для расширения и усиления имеющихся каналов. К слову, сегодня, по рыночным оценкам, магистральные сети операторов в целом пропускают между Европой и Азией около 5 Тб/с.

На данный момент есть все основания считать, что новая ВОЛС окажется востребованной. «Китай – один из основных мировых производители видеоконтента и облачных сервисов вроде TicToc, там же расположены и хранилища данных, а Европа – один из крупнейших пользователей этих сервисов и также поставщик контента. Поэтому обмен трафиком между этими регионами будет только возрастать. Российскому оператору выгодно стать проводником этого трафика, который сейчас зачастую минует нашу страну», – считает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов. Участники проекта TEA NEXT планируют, что около трети объема трафика будет использоваться российскими операторами, треть будет сдаваться в аренду международным операторам из граничащих с Россией стран, и оставшаяся треть пойдет для осуществления нужд глобальных операторов и ОТТ-компаний.

Напомним, что в 2020 году «МегаФон» также планировал проект по прокладке транснациональной магистрали – подводной части трассы Arctic Connect (подробности в материале «МегаФон» и «Росгеология» запускают первый этап проекта Arctic Connect»). К сожалению, в мае этого года появились сведения о заморозке проекта из-за затянувшихся переговоров с инвестором – японской компанией Sojitz Corporation.

Для деятельности «Атласа» участники рынка также видят определенные риски: компания VEB Ventures входит в структуру ВЭБ.РФ, а некоторые из компаний, входящие в ту же структуру, уже подпадали под европейские санкции. Исключить полностью возможность попадания под санкции и «Атласа» невозможно, несмотря на то, что на данный момент в компании подобных проблем не возникало. Эксперты предполагают, что подобные проекты стоит проводить отдельными юридическими лицами, не затронутыми санкциями ни напрямую, ни косвенно.

 

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: Ростелеком, ВОЛС