По итогам первого квартала 2017 года рынок платного ТВ в России вырос всего на 180 тыс. подписчиков, следует из отчета TelecomDaily. Динамика роста рынка оказалась самой низкой за последние пять лет. Выручка всех операторов в первом квартале составила 20,1 млрд руб., снизившись на 3,4% к четвертому кварталу 2016 года. «Уже второй год подряд рынок платного ТВ демонстрирует спад в первом квартале»,— констатирует директор по проектам «ТМТ Консалтинг» Елена Крылова. Темпы роста абонентской базы замедлились и приток новых абонентов уже не компенсирует сезонность в выручке спутниковых операторов, добавила она.
Около 90% новых подключений принадлежит первой «пятерке» крупнейших операторов. Лидер рынка «Триколор ТВ» увеличил абонентскую базу на 10 тыс., до 12,15 млн домохозяйств. «Ростелеком» подключил 110 тыс. подписчиков, увеличив базу до 9,41 млн, ГК «Орион» получила 25,5 тыс. клиентов, всего у оператора их 2,978 млн. Общее количество абонентов по итогам квартала достигло 41,38 млн. «Ростелекому», по мнению аналитиков «ТМТ Консалтинг», помог рост базы абонентов IPTV, который составил 4% — с 4,23 млн до 4,4 млн. Кроме того, «ЭР-Телеком» нарастил базу за счет сделки по покупке компании «Новотелеком», закрытой в марте 2017 года. Как сообщал ранее “Ъ”, ее сумма могла составить около 2 млрд руб. По данным самой компании, абонентская база «Новотелеком» превышала порядка 500 тыс. человек.
Наиболее низкие темпы прироста абонентской базы в первом квартале показало спутниковое ТВ. По оценке TelecomDaily, в этом сегменте прирост составил менее 40 тыс. подключений. «Но во втором квартале 2017 года количество подключений в этом сегменте вырастет в связи с началом дачного сезона»,— отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Активнее всего с начала 2017 года абоненты подключались к IPTV, где прирост составил более 100 тыс. абонентов, а доля этого сегмента от всего платного ТВ составляет 15%. По оценке «ТМТ Консалтинг», рост числа подключений в сегменте IPTV за отчетный период мог быть в два раза больше — свыше 200 тыс.
В условиях сокращения темпов роста абонентской базы операторы ищут новые способы увеличения выручки и повышения лояльности абонентов. «Среди критериев оценки динамики бизнеса на первый план выходит рост ARPU. Мы увеличиваем привлекательность наших пакетов за счет новых телеканалов, инвестируем в замену абонентского оборудования, создавая возможности для более активного потребления услуг»,— отмечает гендиректор «Орион Экспресс» Кирилл Махновский. По мнению президента АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрея Кузяева, драйверами роста в сегменте b2c остаются интерактивные сервисы: видео по запросу, телеархив, мультискрин и др., а также HD-TV. «Абоненты ожидают от современного цифрового телевидения мультиэкранного и нелинейного просмотра, распространение контента во всех средах, вывод телесмотрения за пределы домохозяйства. Именно в этом направлении и необходимо развиваться операторам Pay TV»,— отметил представитель «Триколор ТВ».
В «Ростелекоме» подтверждают, что основным драйвером роста для компании остается IPTV. Одним из ресурсов увеличения выручки компания также считает услугу «видео по запросу»: в 2016 году выручка от этого сервиса у «Ростелекома» выросла на 32% (при этом выручка от услуг платного ТВ в целом выросла на 22%). Как сообщал ранее “Ъ”, за последние месяцы о выходе на рынок IPTV объявил оператор «Тривон Нетворкс» (бренд Virgin Connect; долей в компании владеют структуры бизнесмена Ричарда Брэнсона) и подконтрольная ОАО РЖД компания «Транстелеком».
В 2017 году выручка операторов будет расти в основном за счет дополнительных услуг, увеличивающих средний счет абонента, уверен Денис Кусков. «К таким сервисам можно отнести “видео по запросу” и “управление эфиром”»,— отмечает госпожа Крылова. По ее словам, сейчас предоставлять такие услуги могут практически все операторы цифрового ТВ, в том числе спутниковые.
Юлия Тишина