«ТМТ Консалтинг» представил исследование российского рынка ШПД по итогам 2014 года

По оценкам «ТМТ Консалтинг», на конец 2014 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России достигло 28,7 млн абонентов, проникновение превысило 51,5%. Объем рынка составил 117 млрд рублей. ARPU стабилизировался на уровне 346 руб.

Темпы роста рынка ШПД в частном сегменте значительно снизились: абонентская приросла в 2014 году на 4% против 7% в 2013 году, доходы увеличились на 5,5% против 10% годом ранее. Замедление рыночной динамики произошло под действием внутренних факторов:

- Насыщение рынка в крупных и средних городах. В 2014 году проникновение услуги в большинстве городов с населением более 50 тыс. человек превысило 50%.
- Усиление влияния беспроводных технологий доступа, в первую очередь, LTE. По итогам 2014 года число пользователей LTE достигло 6,5 млн.
- Снижение темпов строительства сетей крупнейшими операторами РФ.
- Рост ценовой конкуренции на фоне насыщения рынка.

 



ТОП-5 интернет-провайдеров РФ формирует 67% рынка широкополосного доступа в России и 62% - на крупнейшем географическом рынке – в Москве.

Лидером абонентского прироста в 2014 году стал Ростелеком, увеличившим свою клиентскую базу на 551 тыс. абонентов. На втором месте оказался «ЭР-Телеком» с результатом 185 тыс. новых абонентов, однако прирост оператора имеет неорганическую природу. «ЭР-Телеком» в 2014 году стал единственным, кто провел и завершил крупную сделку M&A на рынке ШПД в РФ. Был приобретен петербургский оператор Interzet с абонентской базой в частном сегменте свыше 395 тыс. пользователей. Компания занимала 2 позицию в городе по размеру абонентской базы и входила в ТОП-5 операторов Северо-Западного федерального округа. Стоит отметить, что «ЭР-Телеком» в 2014 году изменил учетную политику абонентов, что объясняет отрицательную динамику органического роста оператора.

 



По количеству новых абонентов ТТК занял третью позицию после «Ростелекома» и «ЭР-Телекома», однако с учетом только органического роста на рынке - второе. За 2014 год оператор увеличил абонентскую базу на 14% (172 тыс. абонентов). МТС в 2014 году увеличил абонентскую базу на 5% (118 тыс. абонентов), при весь прирост пришелся на Москву. Скромные результаты среди ТОП-5 операторов второй год подряд демонстрирует «ВымпелКом», показатель прироста которого в 2014 году, по оценке «ТМТ Консалтинг», составил -0,5%. Однако во втором полугодии оператору удалось остановить сокращение абонентской базы, продолжавшееся больше года.

В Москве, успешно реализуя территориально-географическое преимущества сети и существующую инфраструктуру консолидированного оператора «НКС», «Ростелеком» занял второе место по количеству обслуживаемых абонентов. По оценке «ТМТ Консалтинг», к концу года оператор нарастил свою долю до 18% на московском рынке, окончательно укрепив свою позиции на фоне «АКАДО» и «ВымпелКома», уделявших в 2014 году основное внимание борьбе за удержание существующих пользователей. Разрыв «Ростелекома» с лидером столичного рынка МТС составил 11 п.п.

 



Изменилась и операторская структура регионального рынка (РФ без Москвы). Не присутствующий в Москве ТТК, стратегия которого направлена на освоение небольших городов на региональных рынках РФ, обогнал по размеру региональной базы МТС, выйдя таким образом на 4 место.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интернет

Ключевые слова: доступ в Интернет, широкополосный доступ