ТМТ подвел предварительные итоги рынка ШПД B2C 2017 года

По предварительной оценке «ТМТ Консалтинг», на конец 2017 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России достигло 32,6 млн, проникновение – 58%. Объем рынка составил 130,1 млрд руб., ARPU – 339 руб.

По прогнозу «ТМТ Консалтинг», в ближайшее время значительных изменений ARPU не ожидается. С одной стороны продолжается рост популярности конвергентных предложений, "размывающих" доход между услугами интернет-доступа, платного ТВ, телефонии и мобильной связи. С другой стороны, в связи с миграцией абонентов на более высокоскоростные тарифные планы, заметного снижения показателя ARPU также не ожидается.



ТОП-5 интернет-провайдеров по итогам 2017 года формирует 69% абонентской базы широкополосного доступа в интернет в B2C-сегменте в России.

  • Лидером по абсолютному приросту абонентской базы остается «Ростелеком», увеличивший количество своих ШПД-пользователей почти на 400 тысяч (или на 3,4% по сравнению с 2016 годом). «Ростелеком» является крупнейшим оператором на российском рынке фиксированного интернет-доступа и обслуживает 37% абонентов-физических лиц. На долю компании приходится около 40% доходов в этом сегменте рынка. Драйвером роста оператора остается строительство и модернизация сетей (переход на FTTB и PON-технологию доступа), в то же время компания активно обновляет тарифные и пакетные линейки. В 2017 году оператор увеличил количество своих абонентов как в регионах, так и на насыщенном московском рынке.
  • Второе место по абсолютному приросту абонентской базы занял «ЭР-Телеком» с результатом в 386 тысяч новых клиентов. В относительном выражении темп роста оператора был самым высоким среди ТОП-5 и составил 12,4%. Значительную часть новых абонентов принесли приобретенные компании: новосибирский «Новотелеком», «Акадо» в Санкт-Петербурге и Свердловской области, «Коламбия Телеком» в Волгограде. Помимо вопросов экстенсивного развития, в 2017 году «ЭР-Телеком» реализовал проект по модернизации и расширению сети.
  • На третьем месте по показателям увеличения абонентской базы находится МТС (218 тыс. абонентов или на 7,7%), при этом, в отличие от ближайших конкурентов, рост абонентской базы провайдера в 2017 году был только органическим. Рост числа пользователей МТС происходил как за счет МГТС, так и за счет регионов. Компания проводила работы по точечному расширению и модернизации сетей фиксированной связи на региональных рынках. На московском рынке компания МГТС, входящая в группу МТС, занимает лидирующее положение (обслуживает порядка 33% ШПД-абонентов). По итогам 2017 года МГТС продолжила укреплять свои позиции на рынке Москвы, продемонстрировав рост на 91 тысячу пользователей по сравнению с 2016 годом.
  • Прирост абонентской базы оператора ТТК составил 134 тыс. абонентов (или 8,8%). В этом году оператор сосредоточился на внедрении новых сервисов: начал развивать услуги IPTV, а также запустил собственный OTT-сервис «ТВ без границ».
  • Благодаря усилению маркетинговой активности «ВымпелКому» впервые за последние несколько лет удалось остановить сокращение абонентской базы фиксированного ШПД и увеличить количество пользователей услуги на 3,2% по сравнению с 2016 годом. Основные успехи компании на рынке фиксированного ШПД связаны с развитием конвергентного предложения «Все в одном». По итогам 2017 года предложением пользовалось около 39% ШПД-абонентов компании (или 870 тысяч).


Структура российского ШПД-рынка не претерпела значительных изменений по сравнению с 2016 годом. В связи с активной M&A деятельностью укрепил свои позиции оператор «ЭР-Телеком»: его доля по абонентам выросла на 1 п.п. Доли прочих операторов из ТОП-5 остались практически на уровне
показателей 2016 года.

Тематики: Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: доступ в Интернет, широкополосный доступ, исследование рынка