Как пояснил Константин Раев, заместитель генерального директора ОАО "Российский аукционный дом", на аукционе будут реализовываться проблемные активы: имущество предприятий-должников, активы в рамках исполнительного производства, а также банковские залоги. В том числе на электронной площадке будет вестись продажа предметов искусства и антиквариата. Первые торги состоятся в июне этого года. До этого, в середине мая, пройдет пилотный аукцион с продажей тестового объекта. "Мы заключили контракты с тремя саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, при участии которых будем реализовывать проблемные активы на электронных торгах, — заявил господин Раев. — До конца 2010 года мы планируем реализовать таких объектов примерно на 10 миллиардов рублей". Примечательно, что проводиться будут как классические электронные торги, так и смешанные аукционы — торги с участием как присутствующих в зале покупателей, так и пользователей интернета.
Директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков считает, что переход к интернет-торгам — вполне закономерное событие, поскольку подобная схема аукционов давно используется на западе. "Впрочем, потребуется время, пока рынок убедится в достоверности документации по электронным торгам, прозрачности процедуры и пока площадка РАД себя зарекомендует", — заключил он. Евгения Петрова, старший юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group, говорит, что электронные торги потенциально могут способствовать скорейшей реализации имущества должников в рамках процедуры банкротства и, соответственно, более быстрому удовлетворению требований кредиторов. "Однако эта процедура может быть эффективна только при определенных условиях, — продолжает она. — Деятельность структуры, которая будет заниматься организацией торгов, должна быть четко регламентирована, максимально понятна и прозрачна. Кроме того, ключевым моментом в организации электронных торгов будет безопасность информации". При этом Сергей Федоров, исполнительный директор компании Praktis CB, считает, что новая схема торгов может оказаться неэффективной, что связано со спецификой открытых торгов. "Для многих девелоперов участие в аукционе напоминает игру в казино, — говорит он. — Испытывая азарт при борьбе за лот, они часто превышали справедливую цену объекта, что, впрочем, выгодно самому "Фонду имущества"".
Следует отметить, что система электронных торгов не всегда может оказаться эффективной. Как ранее писал "Ъ", в последних числах марта этого года комитет по тарифам Петербурга провел электронный аукцион по лоту "Определение экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", филиал "Северо-Западная ТЭЦ", потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2011 год". Начальная, или максимальная цена обратного аукциона составила 350 тыс. рублей. В торгах приняло участие шесть компаний: OOO "СЗЭА", OOO "БВМ Аудит", ООО "Альфа-Недвижимость", OOO "Институт проблем предпринимательства", ООО "Проф Консалт" и OOO "Финансы СПб". Судя по всему, желание посчитать прибыль и расходы Северо-Западной ТЭЦ, на основе которых комитет по тарифам установил бы затем стоимость тепловой энергии станции на 2011 год, у всех участников аукциона было велико. Во всяком случае, победителем торгов стала "Альфа-Недвижимость" — компания оказалась настолько заинтересованной в получении заказа, что выразила готовность сделать аудит станции не только бесплатно, но еще и приплатить за это 5 рублей. При этом основной конкурент "Альфа-Недвижимости" в торгах — "БВМ Аудит" — проиграл всего на 1 рубль, компания предложила приплатить за получение заказа 4 рубля.
Эксперты называют целый ряд причин, которые побуждают "демпинговать" участников торгов за госзаказ. По мнению главы УФАС по Санкт-Петербургу и Ленобласти Олега Коломийченко, подобный механизм победители используют для того, чтобы отказаться от контракта, при этом максимально снизив цену для предпоследнего участника. Законодательных препятствий для использования этой схемы нет, подтверждает господин Коломийченко. В пресс-службе КЭРППиТ также сообщили, что "норм, которые бы защищали заказчиков от демпинга на аукционах, не предусмотрено".
Яна Карпова