Тренды 2012 года в электронном обучении от «ГиперМетод IBS»

«ГиперМетод IBS» – ведущий российский разработчик программного обеспечения и решений для организации электронного обучения в корпоративном секторе, учебных учреждениях и органах государственной власти, решения которого внедрены уже в 400 организациях и учебных заведениях на территории России и стран СНГ. Представители компании рассказали о возможностях программной платформы нового поколения eLearning 4G, а также о ключевых трендах на этом рынке, таких как превращение обучающих решений в комплексные системы управления учебным процессом, «геймофикации» образования и смешанном обучении.

По словам директора по продажам «ГиперМетод IBS» Александра Андреева, четвертое поколение систем LMS (Learning Management System) появилось относительно недавно. И их основное отличие от решений предыдущего поколения заключается в их адаптации к изменяющимся условиям и соответствие требованиям текущего момента. Вообще системы электронного обучения изначально задумывались как системы доступа к некому текстовому и мультимедийному контенту, а также для обеспечения проведения тестов. Сейчас же они переросли в системы управления учебным процессом, когда становится уже не важно, электронное это обучение, очное или смешанное. Позволяя сегодня интегрировать и другие бизнес-процессы, связанные с контролем деятельности преподавателей, управлением расписанием или аудиторным фондом и т. д. То есть обучающие системы уже давно переросли рамки лишь обеспечения доступа к контенту.

Большая часть таких новых функций появилась именно в четвертой версии системы «ГиперМетод IBS» – eLearning 4G. При этом текущая рыночная тенденция заключается в том, что клиенту нужно комплексное решение, ему просто неинтересно покупать отдельно решение управления контентом, расписанием и т. д. Кроме того, современные студенты желают получать все в электронном виде, с другой стороны, очень двигает процесс государство, вводя понятие «аккредитационные характеристики», на которые система электронного обучения влияет весьма положительно. Поэтому на сегодняшний день, по словам г-на Андреева, в аббревиатуре LMS первая буква означает уже не Learning (обучение), а фактически learning system. То есть весь процесс обучения от момента регистрации студента на курсы, контроля всего процесса, доступ к базе знаний, контроль расписания и т. д. «Эволюционное развитие системы не останавливается, ведь каждое внедрение в вузе является фактически отдельным проектом с наличием, помимо каких-то базовых функций, и доработок. Один вуз делает акцент на базе знаний, другой на базе нашего решения создает фактически внутреннюю социальную сеть не только для прямого общения с преподавателем, но и выстраивания горизонтальных связей между студентами. То есть мы впитываем лучшую функциональность и идеи клиентских проектов для дальнейшего совершенствования наших решений», – отмечает директор по продажам «ГиперМетод IBS» Александр Андреев.


Директор по продажам «ГиперМетод IBS» Александр Андреев

 

Напомним, что с марта 2008 года «ГиперМетод» входит в группу компаний IBS и работает под брендом «ГиперМетод IBS». Новая линейка ПО eLearning 4G была разработана в 2011 году и включает в себя следующие программные продукты: платформу для организации электронного обучения eLearning Server; систему оценки и аттестации персонала Assessment Tools; систему управления базой знаний eLearning KMS, систему управления учебным контентом eLearning CMS; конструктор для разработки электронных курсов и тестов eAuthor CBT; инструмент организации online-обучения и совместной работы iWebinar. Также были разработаны дополнительные модули eLearning 4G: «Управление качеством», «Электронная библиотека», «Рекрутинг и подбор персонала»,  «Адаптация сотрудников», «Управление компетенциями», «Управление заявками и договорами», «Электронный деканат», «Управление расписанием», «Управление контингентом» и «Управление аудиторным фондом». Новое поколение LMS eLearning 4G полностью открыто для интеграции с другими информационными системами и внешними сервисами. eLearning Server 4G легко масштабируется в рамках организации от нескольких десятков до сотен тысяч пользователей, используя и централизованную, и распределенную архитектуру. Проходить обучение и управлять обучением можно практически из любого распространенного браузера (IE, FireFox, Chrome, Safari и др.), включая мобильные платформы. Сегодня платформа eLearning 4G используется сотнями организаций и предприятий, учебными заведениями, структурами государственной власти в России и других странах (Казахстан, Украина, Чехия, Швейцария, Алжир, Индия, Малайзия, Индонезия).

Что касается отраслевых трендов 2012 года, то одним из них, по словам Александра Андреева, является все большее распространение т. н. blended learning, то есть смешанного обучения. Когда в одном учебном процессе пересекаются все формы обучения – очная, заочная, дистанционная, электронная очная и т. д. «В этой ситуации многие вузы начинают понимать, что электронное обучение становится важным инструментом, позволяющим повысить качество обучения и свой рейтинг, привлечь дополнительное финансирование. Система eLearning 4G позволяет фактически не только управлять системой электронного обучения, но и контролировать весь процесс в целом: дистанционным, электронным, очным и т. д. Это одна из самых интересных тенденций, существующих на рынке», – отмечает г-н Андреев. Второй рыночной тенденцией, по его словам, которая, скорее, характеризует изменение отношения слушателей, является то, что жесткая система лекций по расписанию и контроля посещаемости постепенно уходит. Она заменяется более свободным процессом обучения, не привязанным к аудиторным занятиям, студентам хочется получать весь контент в виде игры, поэтому эту тенденцию можно назвать «геймофикацией». Он хочет учиться, играя, соответственно, меняется и форма подачи контента с максимальным задействованием интерактивного контента, которого в курсах «ГиперМетод IBS» становится все больше. Некоторые курсы компании фактически превращаются в игру, студенты уже не желают сидеть над учебниками, они хотят fan.

 

Функциональные компоненты платформы нового поколения eLearning 4G

Третья тенденция, о которой сегодня все говорят, но пока еще никто серьезно не осуществил на практике, – это интеграция систем обучения с социальными сетями. Это неизбежно, потому что соцсети массово привлекают молодую аудиторию, поэтому вполне логично, что системы LMS должны с ними каким-то образом взаимодействовать. Однако как это будет выглядеть на практике, пока никто точно не знает, на сегодня это считается неким факультативом. Ведь в социальные сети люди ходят именно развлекаться, получать интересную информацию и т. д. И если в этих условиях удастся добавить туда обучающую компоненту, это будет очень здорово и интересно, хотя такой процесс происходит не очень быстро. Следующей тенденцией, которая является больше технологической, является мобилизация, когда человек пользуется всем, чем угодно, только не настольным компьютером, – планшетом, смартфоном, ультрабуком, ридером и т. д. Соответственно, «ГиперМетод IBS» старается соответствовать всем этим рыночным тенденциям и идти в ногу со временем, расширяя функциональность eLearning 4G. «Что касается контента, то мы предоставляем заказчику специальное приложение под названием «Я автор», с помощью которого он может сам разработать электронный контент любой степени сложности. И что самое важное, сохранить его в стандарте SCORM, который поддерживают все системы LMS», – отметил г-н Андреев.

По его словам, компания «ГиперМетод IBS» предоставляет и услуги по разработке контента, но это не является ключевым направлением бизнеса. Скорее, услугой тем клиентам, которые покупают пустую систему, и ее нужно наполнять. Это занимает время, нужно изучить сам продукт, как пользоваться, как создавать эти курсы и т. д. Поэтому вполне логично, что клиент на старте покупает у компании и разработку курса, приобретая фактически решение «под ключ», когда его устанавливают, настраивают, интегрируют с системами управленческого учета, – к примеру, 1С или SAP, и наполняют курсами. После чего клиент уже может начинать полноценно работать. Если клиенту что-то понадобиться доработать и изменить, то это можно сделать в системе eAuthor CBT.

 

Некоторые корпоративные проекты LMS, реализованные «ГиперМетод IBS»

«Что касается наших клиентов, то если мы говорим о вузах, это, к примеру, Уральский государственный университет (УрФУ), Православный Святотихоновский университет – как пример комплексного внедрения и использования всех возможностей. Это является довольно редким случаем, студенты там используют блоги, wiki, внутреннюю социальную сеть и т. д. Помимо вузов стоит упомянуть крупные корпоративные внедрения, в частности, создание корпоративных университетов для «Газпрома» и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») с десятками тысяч рабочих мест и десятками серверов, которые могут быть установлены как централизованно, так и распределенно по региональным площадкам, обмениваясь между собой как контентом, так и целыми курсами, создавая единую федеральную обучающую среду», – отметил в заключение директор по продажам «ГиперМетод IBS» Александр Андреев.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: интеграция, автоматизация, IBS