Как стало известно «Фонтанке», начавшиеся утром 6 ноября мероприятия проводятся в рамках уголовного дела, возбужденного 15 октября в Главном следственном управлении ГУ МВД по Петербургу и области. Оно возбуждено по части четвертой статьи 159 УК, которая указывает на мошенничество в особо крупных размерах. Ранее оперативники экономической полиции предоставили следствию материалы, из которых следует, что обслуживанием оборудования связи государственных учреждений занимались видимые только в табелях учета рабочего времени инженеры. За "мертвые души" структура комитета по информатизации и связи Смольного – государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» – заплатила более 17 миллионов рублей.
Обыскам подверглись три частные квартиры генерального директора ООО «Нова плюс» и его заместителя. Также следователи пришли в ГУП «СПб ИАЦ».
Государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (СПб ИАЦ) подведомственно комитету по информатизации и связи Смольного и на 100 процентов принадлежит КУГИ. На 60 % выполняемых задач хватает штатных инженеров предприятия, остальные привлекаются на субподряды. Также в рамках деятельности ГУП «СПб ИАЦ» частные компании поставляют оборудование связи в государственные учреждения Петербурга.
По информации «Фонтанки», в декабре 2011 года «СПб ИАЦ» заключило договор с компанией «Нова плюс» на оказание услуг, в соответствии с которым 16 инженеров с высшим техническим образованием и опытом работы в области информационных технологий должны были оказывать услуги. А осенью этого года оперативники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД выяснили, что из 16 человек только трое работали по заявкам госпредприятий. 13 опрошенных ими жителей Петербурга, чьи фамилии, номера паспортов значились в договоре, актах выполненных работ и платежных ведомостях, – не в курсе, что получали зарплату. Они не помнят не только, что эти работы ими выполнялись, но и то, что когда-либо сотрудничали как с «Нова плюс», так и с «СПб ИАЦ». Также они удивились своему инженерному образованию.
«Фонтанке» известно, что в материалах проверки есть объяснения руководителей «СПб ИАЦ» о том, что они имели дело исключительно с главным инженером «Нова плюс», который передавал заявки, ежеквартально участвовал в подведении итогов работы и составлении табелей учета рабочего времени, на основании которых подписывались акты сдачи-приемки оказанных услуг. Затем акты направлялись в бухгалтерию для оплаты. Самих инженеров в «СПб ИАЦ» не видели, так как они работали непосредственно на объектах. Что, собственно, логично.
При этом сам главный инженер «Нова плюс» свое участие в составлении табелей не помнит, но соглашается, что из 16 инженеров, указанных в приложении к госконтракту, знает только троих. Генеральный директор ООО «Нова плюс» не прояснил ситуацию, отрицая сам факт своего участия в руководстве компанией.
Кто и что делал или не делал, обслуживая аппаратуру связи различных учреждений Петербурга, до сегодняшнего дня непонятно, так же как и судьба 17 миллионов рублей, перечисленных ГУП «СПб ИАЦ» в сторону «Нова плюс».
В том же 2011 году, когда ГУП «СПб ИАЦ» заключил этот контракт с ООО «Нова плюс» под руководством генерального директора, не принимающего участия в руководстве, эта фирма победила еще в полутора десятках конкурсов, получив право на освоение более 60 миллионов рублей. Все конкурсы были проведены комитетом по информатизации и связи.
Также нашему изданию известно, что договоры, аналогичные контракту с «Нова плюс», заключены Информационно-аналитическим центром и с другими компаниями. И по таким же договорам для выполнения аналогичных работ привлекается до сотни человек, которым ежегодно выплачивается около 75 миллионов рублей. Отметим, что, согласно данным сайта госзаказа, «СПб ИАЦ» практически все контракты заключает без проведения конкурсных процедур – с единственным поставщиком. При этом техническое задание, проект контракта и название компании, с которой заключается договор, из-за особой важности и секретности деятельности центра не публикуется – вместо этого всегда выкладывается пустой текстовый файл с одинаковым названием Net, таким образом, сторонние интересанты, в том числе общественники – борцы с коррупцией и журналисты, не могут ничего узнать о деятельности организации из открытых источников.
Евгений Вышенков, Денис Коротков