Антимонопольный комплаенс - система мер и процедур по оценке и предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства. МТС создала антимонопольное подразделение, разработала соответствующие внутренние нормативные документы, механизмы и регламенты, запустила обучающие программы для сотрудников и единую горячую линию для консультаций по спорным вопросам.
Как сообщил вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов, от идеи до запуска системы прошло два года. Сейчас она работает в тестовом режиме. Полноценно служба антимонопольного комплаенс оператора начнет функционировать в марте.
Во сколько обошлось внедрение системы, компания не раскрывает. По словам Руслана Ибрагимова, речь идет о нескольких десятках миллионов рублей. Для проработки теоретической базы, анализа бизнес-процессов, рынков и рисков привлекались две консалтинговые компании (одна из них - Ernst & Young).
Внедряя комплаенс, компания добровольно вводит ограничения. По словам Руслана Ибрагимова, это требует более консервативного подхода к бизнес-процессам, дополнительных затрат на персонал, аудит и т.д. Но руководство МТС хочет знать, ради чего вводит самоограничения, поэтому один из важнейших вопросов для них - отношение к этому со стороны ФАС. "Чем больше компаний это сделают, тем лучше всем - бизнесу, государству, потребителям. Но для этого их нужно как-то мотивировать", - сказал Руслан Ибрагимов. В качестве примера такой мотивации он привел отношения МТС с налоговой службой.
Напомним, в начале ноября МТС стала участником института расширенного информационного взаимодействия с налоговыми органами. За открытость и сотрудничество компания может рассчитывать на снижение количества и облегченный режим проверок от ФНС. В компании также действует служба антикоррупционного комплаенс.
До того как объявить о запуске новой службы, руководство МТС провело консультации и обсуждение дальнейшего сотрудничества с представителями антимонопольного органа. ФАС инициативу приветствует, как сообщил заместитель руководителя ведомства Сергей Пузыревский. "Цель, которую преследует компания, внедряя антимонопольный комплаенс, не в том, чтобы избежать ответственности, а в том, чтобы не совершить правонарушение", - пояснил он. По мнению Сергея Пузыревского, если компания сделала все, чтобы не совершить нарушения, а кто-то из менеджеров пошел против корпоративных интересов - он должен понести наказание. Но компания должна иметь право на смягчение или освобождение от ответственности. Как сообщил заместитель главы ФАС, в следующем году ведомство планирует обсудить возможность выступить с соответствующей законодательной инициативой и определить параметры преференций, которые получает компания, внедрившая такую систему. "Возможны ситуации, при которых компания может быть освобождена от ответственности. Например, если она сама выявила нарушение, сообщила об этом антимонопольному органу и устранила последствия нарушения", - заявил Сергей Пузыревский.
Как сообщил Руслан Ибрагимов, примеры внедрения антимонопольных комплаенс на таком системном уровне в России ему не известны. Конкуренты МТС утверждают, что у них в этом плане все в порядке. "В Tele2 уже много лет работает система внутреннего контроля, в том числе антимонопольного комплаенс, которая охватывает все вопросы соответствия деятельности компании законодательству", - сообщили ComNews в пресс-службе оператора.
Пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева заявила, что "ВымпелКом" объявил о старте реализации обновленной комплаенс-стратегии еще в конце 2014 г. "Мы уже инициировали серьезные изменения в ряде существующих в компании процедур, в том числе в части мониторинга конфликтов интересов, соблюдения этических норм сотрудниками, прозрачности и добросовестности критериев выбора поставщиков, а также неукоснительного соблюдения антикоррупционного и антимонопольного законодательства", - сказала она. Напомним, что этой осенью "ВымпелКом" объявил войну коррупции.
Как сообщила руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина, "МегаФон" информирует и обучает сотрудников, мониторит и контролирует, как они соблюдают законы, а также проводит другие мероприятия и процедуры по предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства. По ее словам, в рамках экспертных групп уже давно обсуждается инициатива по снижению мер ответственности при создании в компаниях систем предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. И "МегаФон" эти инициативы поддерживает.
Однако представителей ФАС беспокоит, что компании могут внедрять антимонопольный комплаенс лишь формально, ради получения преференций. Как сообщил после консультаций с представителями ведомства вице-президент МТС Руслан Ибрагимов, нужны некие стандарты, сертификация. И оператор готов предложить контролирующему органу свою систему в качестве образца для стандарта.
Виталий Акимов