Информация о тендере Сбербанка была опубликована на сайте госзакупок, а итоги конкурса станут известны в середине июля. «Известия» ознакомились с документами. Из них следует, что крупнейший в России финансовый институт намерен приобрести 4917 банкоматов с функцией ресайклинга (позволяет использовать купюры, внесенные одним клиентом, для выдачи по запросу другого) по цене до $22 тыс. за штуку.
На запрос «Известий» Сбербанк ответил, что регулярно обновляет свою сеть на более современные модели устройств во всех регионах. Всего в банке с наличными работают 75 тыс. устройств, почти 55 тыс. из которых – полнофункциональные банкоматы. В феврале представители кредитной организации рассказывали, что доля бесконтактных банкоматов достигла 95% от общего числа.
В условиях пандемии многие российские банки инвестируют в инфраструктуру для дистанционных услуг. Россельхозбанк объявил тендер на выполнение работ по совершенствованию системы удаленного обслуживания физлиц. Подрядчик получит за это 153 млн рублей и будет должен выполнить заказ, связанный с интернет-банком и мобильным приложением РСХБ. В пресс-службе кредитной организации сообщили, что планируется расширить возможности дистанционного обслуживания для клиентов по ежедневным операциям, а также для приобретения продуктов и услуг у самого РСХБ и его партнеров.
Еще до начала пандемии Россия была в числе мировых лидеров с точки зрения оснащенности банковскими технологиями, а теперь процесс может ускориться, солидарны эксперты.
По возможностям бесконтактной оплаты РФ опережает целый ряд развитых европейских стран, отметил управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Банкоматные сети, по его словам, также не стали исключением, поскольку уже давно понятно, что, передавая часть стандартных операций ATM, кредитные организации могут экономить на персонале.
Уже сейчас банкомат выполняет функции точки самообслуживания по оплате мобильных платежей и ЖКХ, погашения кредитов, сказала партнер группы консультирования в области ИТ КПМГ в России и СНГ Оксана Борисова. Многие банки имеют оснащение для двухфакторной аутентификации — по лицу, СМС или телефону, также уже есть ATM, по которым можно провести видеозвонок и получить консультации, добавила она.
Пандемия COVID-19 и введение режима самоизоляции ускорили развитие решений для дистанционного обслуживания и бесконтактных технологий, рассказали в крупных российских банках.
ВТБ намерен в ближайшее время запустить сервис снятия наличных с использованием телефона через Apple Pay или Google Pay, сообщили в пресс-службе. Сейчас 1,4 тыс. банкоматов ВТБ оснащены NFC-модулями, которые позволяют снимать деньги, не вставляя карту в устройство. До конца года таких ATM будет 4 тыс.
У Тинькофф-банка все банкоматы (их около 1,3 тыс.) оснащены бесконтактной технологией. У Райффайзенбанка этот показатель составляет 90% — операции можно совершать как приложив к устройству пластик, так и с помощью смартфона, если к нему привязана карта. У ФК «Открытие» таких банкоматов более 70%, у ПСБ и «Санкт-Петербург» — около 50%, у Росбанка — 30% (к концу года будет 50%). Многие банки отмечали в ответ на запрос «Известий», что наличие модуля NFC — обязательный параметр закупки АТМ.
Банк ДОМ.РФ сейчас настраивает свой парк, чтобы в июне бесконтактная функция появилась у 30% банкоматов, а к концу года — у 100%. МКБ сделает это к концу 2022-го. Почта Банк начнет внедрять такую технологию в этом году.
Если современный банкомат представляет собой мини-офис, то АТМ будущего будет заменять полноценное банковское отделение, прогнозируют эксперты.
И такие устройства уже есть, рассказал директор по цифровой трансформации Huawei Enterprise в регионе Евразия Денис Сереченко. Это «виртуальные автоматизированные кассиры» (VTM), которые позволяют оформить карту, подать документы на получение кредита или любой другой финансовой услуги без необходимости посещения отделения банка, объяснил он.
С внедрением биометрической идентификации клиента банковские карты должны стать таким же анахронизмом, как и бумажная сберегательная книжка с подписями и печатями, сказал завлабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ Тимур Садыков.
— Технологически к этому уже всё готово, но банкам нужно понять, что в случае биометрической идентификации все ошибки, допущенные программным обеспечением и приведшие к неверной авторизации клиента, станут проблемой кредитной организации, а не клиента. Помимо этого существенно расширится список возможных актов вандализма в отношении банкоматов, — предупредил он.
Со временем мошенники научатся обходить биометрическую защиту и это заставит производителей искать новые механизмы безопасности, прогнозирует Станислав Волков из НКР. А сами банкоматы, по его словам, научатся моментально выдавать кредиты по запросу, совершать операции на фондовом рынке и заказывать товары и услуги в единой экосистеме.
ЦБ не ответил на вопрос «Известий», предъявляет ли он требования к техническому оснащению банкоматов российских кредитных организаций.
Татьяна Бочкарёва