Украинский президент, Петр Порошенко, поменял свое решение касательно ранее введенных запретов касательно деятельности ИТ-компании «Петер-сервис» (сейчас - Nexign).Правовым основанием для принятия Указа стало решение Совета по национальной безопасности и обороне (СНБО).
Санкционные меры по отношению к «Петер-Сервису» и его дочернего предприятия «Петер-Сервис-Украина» вступили в силу в 2018 году. К ним относились: блокировка активов, ужесточения в рамках торговых операций, запрет на вывод капитала за пределы Украины, консервация исполнения экономических и финансовых обязательств, сдерживание или запрет на предоставление телекоммуникационных услуг, вето на передачу и технологий и др.
Отдельным пунктом документа был выделен запрет на выполнение условий договоров по интеграции и обслуживанию программных продуктов производства «Петер-Сервис» и «Петер-Сервис-Украина». Свежий указ содержит исключение по этому пункту: условия сотрудничества с «Петер-Сервисом» разрешено выполнять для устранения аварийных ситуаций, препятствующих исполнению телекоммуникационным оператором своих обязанностей.
Основание компании произошло в Санкт-Петербурге, в 1990 году. Специализация «Петер-Сервиса» происходит сфере разработки решений для операторов связи, в том числе для работы систем биллинга. Ранее компания входила в состав холдинга «Телекоминвест», частью которого являлся и сотовый оператор «Мегафон». Отсюда следует, что «Мегафон» и был основным клиентом «Петер-Сервиса». С 2008 года основной акционер компании «Мегафон» и владелец «Телекоминвеста» – бизнесмен Алишер Усманов.
В 2018 году «ИКС-Холдинг», владельцем которого является Антон Черепенников, купил «Петер-Сервис». Новый владелец также был партнером Усманова по бизнесу в сфере киберспорта.
Основной украинский клиент «Петер-Сервиса» – сотовый оператор«Киевстар», входящий вместе с российской компанией «Вымпелкомом» (торговая марка «Билайн») в группу Veon. Первая поставка биллинговых систем для украинского сотового оператора была осуществлена петербургской компанией еще в 1998 г.
Договоренности о создании системы с поддержкой операций между Vimpelcom (бывший Veon) и шведской компанией-производителем телекоммуникационного оборудования Ericsson были еще в 2015. Разработка должна была действовать во всех странах покрытия сети компании, а биллинг стал бы частью данной BSS-системы. Контакт составлял 1 миллиард долларов.
Когда в 2018 году, украинское правительство ввело санкции в отношении «Петер-Сервиса», «Киевстар» ссылался на намерения о переходе на системы от Ericsson. Но о том, что контракт застопорился, было известно еще в 2017 году.
Не так давно сторонам удалось достичь договоренностей, в ходе которых было принято решение, что Ericsson складывает с себя обязательства по контракту, и выплатит Veon компенсацию в размере 350 миллионов долларов. Но внедрение решений от Ericsson в странах присутствия Veon будет продолжено на местах, где у операторов группы уже есть опыт сотрудничества с производителем. Российский «Вымпелком» по-прежнему находится на биллинге от Amdocs.
Представитель «Киевстара», комментируя сложившуюся ситуацию, говорит о продолжении сотрудничества с Ericsson по вопросам модернизации биллинговых систем оператора по примеру проектов, реализованных группой Veon в Алжире и Грузии.
По заявлению представителя Nexign,в условиях ограничения своей деятельности на Украине компания перестала вести бизнес с локальными операторами связи на всей территории страны. Обязательства перед клиентами компания выполнила в полном объеме, даже, несмотря на санкции.
В то же время имеются сведения от представителей телекоммуникационного рынка Украины, что «Киевстар» не прекращал использование биллинга от «Петер-Сервиса». А пилотная зона с Ericsson была свернута 1 марта. С этими событиями связывают лобби сотрудничества между «Киевстар» и «Петер-Сервисом» для получения поддержки в экстренных случаях.
Указ Порошенко включает сведения об еще одной компании попавшей под санкции в Украине. Это швейцарский холдинг Spitch, созданный бывшим руководителем ИТ-департамента Правительства Росси. Spitch занимается разработкой решений по распознаванию голоса для банков, телекоммуникационных компаний и транспортной отрасли, одним из ее клиентов является Сбербанк.
Санкционные мероприятия против шведского поставщика идентичны мерам направленным против «Петер-Сервиса». Spitch также запрещается заключать и выполнять условия договоров по внедрению и обслуживанию программных продуктов, кроме случаев устранения аварийных ситуаций, буксующих выполнение обязанностей операторов. О том, с какими операторами на Украине сотрудничает Spitch, не известно.