Украинские власти ослабили санкции против российских разработчиков и ввели запрет на продукцию швейцарского происхождения

Российский разработчик биллинговых систем «Петр-сервис», занимающийся поставками различных решений для «Киевстар», получил некоторые послабления. Соответствующее распоряжение отдал президент Украины Петр Порошенко «Киевстар» также планировал осуществить переход на продукты Ericsson, но процесс еще не завершен. Дополнительные санкции введены в отношении швейцарского ИТ-разработчика Spitch.

В отношениях с «Петер-Сервисом» тает лед

Украинский президент, Петр Порошенко, поменял свое решение касательно ранее введенных запретов касательно деятельности ИТ-компании «Петер-сервис» (сейчас - Nexign).Правовым основанием для принятия Указа стало решение Совета по национальной безопасности и обороне (СНБО).

Санкционные меры по отношению к «Петер-Сервису» и его дочернего предприятия «Петер-Сервис-Украина» вступили в силу в 2018 году. К ним относились: блокировка активов, ужесточения в рамках торговых операций, запрет на вывод капитала за пределы Украины, консервация исполнения экономических и финансовых обязательств, сдерживание или запрет на предоставление телекоммуникационных услуг, вето на передачу и технологий и др.

Отдельным пунктом документа был выделен запрет на выполнение условий договоров по интеграции и обслуживанию программных продуктов производства «Петер-Сервис» и «Петер-Сервис-Украина». Свежий указ содержит исключение по этому пункту: условия сотрудничества с «Петер-Сервисом» разрешено выполнять для устранения аварийных ситуаций, препятствующих исполнению телекоммуникационным оператором своих обязанностей.


Владелец «Петер-Сервис»

Основание компании произошло в Санкт-Петербурге, в 1990 году. Специализация «Петер-Сервиса» происходит сфере разработки решений для операторов связи, в том числе для работы систем биллинга. Ранее компания входила в состав холдинга «Телекоминвест», частью которого являлся и сотовый оператор «Мегафон». Отсюда следует, что «Мегафон» и был основным клиентом «Петер-Сервиса». С 2008 года основной акционер компании «Мегафон» и владелец «Телекоминвеста» – бизнесмен Алишер Усманов.

В 2018 году «ИКС-Холдинг», владельцем которого является Антон Черепенников, купил «Петер-Сервис». Новый владелец также был партнером Усманова по бизнесу в сфере киберспорта.

Основной украинский клиент «Петер-Сервиса» –  сотовый оператор«Киевстар», входящий вместе с российской компанией «Вымпелкомом» (торговая марка «Билайн») в группу Veon. Первая поставка биллинговых систем для украинского сотового оператора была осуществлена петербургской компанией еще в 1998 г.

Решение «Киевстар» о переходе на Ericsson

Договоренности о создании системы с поддержкой операций между Vimpelcom (бывший Veon) и шведской компанией-производителем телекоммуникационного оборудования Ericsson были еще в 2015. Разработка должна была действовать во всех странах покрытия сети компании, а биллинг стал бы частью данной BSS-системы. Контакт составлял 1 миллиард долларов.

Когда в 2018 году, украинское правительство ввело санкции в отношении «Петер-Сервиса», «Киевстар» ссылался на намерения о переходе на системы от Ericsson. Но о том, что контракт застопорился, было известно еще в 2017 году.

Не так давно сторонам удалось достичь договоренностей, в ходе которых было принято решение, что Ericsson складывает с себя обязательства по контракту, и выплатит Veon компенсацию в размере 350 миллионов долларов. Но внедрение решений от Ericsson в странах присутствия Veon будет продолжено на местах, где у операторов группы уже есть опыт сотрудничества с производителем. Российский «Вымпелком» по-прежнему находится на биллинге от Amdocs.
Представитель «Киевстара», комментируя сложившуюся ситуацию, говорит о продолжении сотрудничества с Ericsson по вопросам модернизации биллинговых систем оператора по примеру проектов, реализованных группой Veon в Алжире и Грузии.

По заявлению представителя Nexign,в условиях ограничения своей деятельности на Украине компания перестала вести бизнес с локальными операторами связи на всей территории страны. Обязательства перед клиентами компания выполнила в полном объеме, даже, несмотря на санкции.

В то же время имеются сведения от представителей телекоммуникационного рынка Украины, что «Киевстар» не прекращал использование биллинга от «Петер-Сервиса». А пилотная зона с Ericsson была свернута 1 марта. С этими событиями связывают лобби сотрудничества между «Киевстар» и «Петер-Сервисом» для получения поддержки в экстренных случаях.

Запрет на швейцарское устройство по распознаванию речи

Указ Порошенко включает сведения об еще одной компании попавшей под санкции в Украине. Это швейцарский холдинг Spitch, созданный бывшим руководителем ИТ-департамента Правительства Росси. Spitch занимается разработкой решений по распознаванию голоса для банков, телекоммуникационных компаний и транспортной отрасли, одним из ее клиентов является Сбербанк.

Санкционные мероприятия против шведского поставщика идентичны мерам направленным против «Петер-Сервиса». Spitch также запрещается заключать и выполнять условия договоров по внедрению и обслуживанию программных продуктов, кроме случаев устранения аварийных ситуаций, буксующих выполнение обязанностей операторов. О том, с какими операторами на Украине сотрудничает Spitch, не известно.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: Петер-Сервис