Об этом говорится в итогах исследования о линейном HD-вещании, которое вчера представило консалтинговое агентство J’son & Partners Consulting.
Генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео" Аскар Туганбаев в беседе с ComNews оценил бизнес-перспективы UHDTV в России на ближайшие два года как невысокие. Связано это с низким распространением Ultra HD телевизоров, отсутствием контента и неразвитостью инфраструктуры связи - для передачи видео в таком высоком качестве нужны совсем другие каналы связи, вещательное оборудование (в частности, до сих пор полностью не реализован коммерческий потенциал "обычного" HD TV).
По мнению Туганбаева в настоящий момент спрос на такие Ultra HD сервисы (ТВ и VOD) в нашей стране пренебрежительно мал, и никто из крупных игроков "не будет подбирать крошки с пола". По его мнению, единственным драйвером развития Ultra HD видео в России в ближайшие два года могут быть маркетинговые усилия производителей телевизоров и PR-активность новых небольших игроков ТВ и VOD, выходящих на рынок и позиционирующихся, как инновационные поставщики высококачественного уникального контента.
"И здесь интернет-среда, OTT и Smart-TV услуги выглядят как более перспективные каналы распространения сервисов Ultra HD video, нежели чем традиционное ТВ-вещание - в силу своей гибкости, универсальности и переноса аппаратных затрат на обеспечение возможности воспроизведения Ultra HD video на конечного пользователя", - подчеркнул глава ассоциации.
Представители ОАО "ВымпелКом" согласны, что широкое распространение Ultra HD получит не сразу, хотя он, безусловно, будет иметь определенный интерес среди российских зрителей. В компании указывают на те же проблемы - в России пока нет соответствующего контента, количество телевизоров, поддерживающих подобный формат минимально, а стоимость гораздо выше, чем у HD-телевизоров.
Специалисты "Ростелекома" также согласились со сроками, представленными в исследовании. "UHDTV получит серьезное развитие не раньше 2017 г. Необходимо построить специализированые CDN-сети, необходимо начать выпуск специального абонентского оборудования и телевизоров и так далее. Точечные проекты возможны и раньше, но это будут упрощенные версии" - отметили в компании.
Однако, в пресс-службе ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) заявили, что внедрение в России формата Ultra HD будет идти быстрее, чем развитие предыдущих стандартов вещания. На рынке уже присутствуют первые модели оборудования с поддержкой 4K, в сетях появляется контент.
"Мы ждем, что проекты по вещанию UHDTV будут развиваться не только в сетях кабельного ТВ, но и с помощью приставок Smart TV. Для просмотра программ в Ultra HD-качестве, требуется мощная опорная сеть операторов. МТС уже подготовилась к экспоненциальному росту потребления контента, проведя в 2010-2013 гг. масштабную модернизацию фиксированных сетей, которые позволяют развивать скорость до 1 Гбит/с".
Cпутниковый оператор ЗАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ ") также настроен оптимистично в отношении сроков вещания, считая, что 4K-вещание в России может начаться уже в 2015 г.
"Японские и южнокорейские производители телевизоров, судя по всему, готовы с нового года снизить розничные цены на 4K-модели ради увеличения объемов продаж", – рассказала корреспонденту ComNews пресс-секретарь "Триколор ТВ" Анастасия Соколовская. - Как следствие, встаёт вопрос об организации доставки 4K-контента. Технические возможности в России для этого имеются, в том числе и у "Триколор ТВ", есть необходимая транспондерная емкость, есть утвержденный МСЭ формат видеосжатия HEVC".
В "Триколор ТВ" отметили, что необходимо появление на рынке STB-приставок с поддержкой новых, эффкетивных кодеков.
"На прошедшей недавно в Амстердаме междунорадной выставке IBC производители оборудования заявили о готовности серийного производства таких приставок уже в первой половине 2015 г., - рассуждает Анастасия Соколовская. - Вторая проблема — нехватка 4K-контента. Для организации первого в России тестового вещания в формате Ultra HD 4K 27 июля 2013 г. "Триколор ТВ" пришлось фактически самостоятельно снимать такой контент в сотрудничестве с телеканалом Russian Travel Guide".
По словам Анастасии Соколовской, сейчас ситуация немного улучшилась, появилось несколько фильмов в формате 4K, есть промо-ролики и так далее, однако для полноценного телеканала этого ещё недостаточно. Тем не менее, в компании убеждены, что 4K-революция неизбежна, интернациональна, и в России начнется в самое ближайшее время, одновременно с ведущими технологическими державами Запада и Восточной Азии.
Директор по маркетинговым коммуникациям и PR онлайн-кионтеатра ivi.ru Антон Шестаков со своей стороны добавил, что хотя исследование J’son & Partners Consulting относится к линейному вещанию, тема Ultra HD сейчас очень активно обсуждается именно в контексте VOD (к коим относится ivi.ru), которые являются нелинейными сервисами. "Сегодня, например, у нас на платформе появился первый в Рунете бесплатный для просмотра художественный фильм в формате UHD "Про жену, мечту и еще одну…"" - привел пример Шестаков.
В общем же, спрос на UHD-контент будет со временем расти, уверены в ivi.ru - залогом развития станет как распространение самих 4К-устройств, так и модернизация операторских сетей.
Александр Ковалевский