В МТС точные цифры не назвали, но заверили, что в России они намного ниже, чем в США, где срок одностороннего расторжения договора составляет около двух месяцев. В России он составляет 5-6 месяцев. "Если человек не пользуется номером больше полугода, то договор автоматически расторгается, и через какое-то время номер может поступить в повторную продажу. Эти условия прописаны в договоре и проговариваются с абонентом заранее. Повторная продажа номеров связана с тем, что номерных емкостей в России ограниченное количество и их бы попросту на всех не хватило. В повторную продажу номера поступают где-то через месяц-два после расторжения договора", - добавил представитель МТС Алексей Меркутов.
"Билайн", "Мегафон" и Tele2 не предоставили свои комментарии.
Специалисты по компьютерной безопасности уверены, что повторное использование номеров является большой проблемой с точки зрения защиты персональных данных. "Один и тот же номер может использоваться в банковских аккаунтах, социальных сетях, ретейле, мединских организациях, автомобильных салонах, салонах красоты и т.д. Если бывший владелец номера не позаботится о том, чтобы отвязать его от учетных записей, у нового пользователя номера могут возникнуть проблемы с регистрацией в сервисах, пользователем которых был бывший владелец", - говорит Дмитрий Бондарь, директор центра компетенций и управления доступом Solar inRights компании "Ростелеком-Солар".
Основная опасность повторно используемых номеров в том, что огромное количество аккаунтов в интернет-сервисах связано с этими номерами, соглашается Сергей Никитин, заместитель рукводителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB. "Человек получивший б/у номер, может восстановить пароли и получить доступ к соцсетям и почте, переписке в мессенджерах и так далее. Даже если у него нет злого умысла, это будет доставлять множество проблем, например ему будет показываться сообщение "простите, данный номер уже зарегистрирован в системе", также возможны звонки знакомых прошлого владельца, спам и т. д. Таким образом, в случае отказа от номера необходимо отвязать и удалить его из всех возможных сервисов, вспомнить которые непросто", - уточняет он.
Повторное использование абонентского номера, ранее зарегистрированного на другого человека, не несет существенных последствий для нового абонента, считает Василий Хохлов, старший юрист компании "Косенков и Суворов". "Если номер находится в базе коллекторов, в этом случае им нужно сообщить, что у номера изменился абонент и потребовать прекратить обработку персональных данных. В случае если звонки будут продолжаться, стоит подать жалобу в Роскомнадзор", - говорит он.
Иван Черноусов