В 2021 году IT-отрасль получила возможность налогового маневра в виде поправок к Налоговому кодексу: страховые взносы уменьшились до 7,6% (ранее – 14%), а размер налога на прибыль – до 3% (ранее 20%). Для того, чтобы стать обладателем льгот, компания должна получить госаккредитацию на осуществление деятельности в области ИТ, не менее 90% прибыли получать от разработки баз данных и программного обеспечения и содержать в штате как минимум семь человек. Вследствие этого цифровое резидентство как способ расширения штата стало всерьез интересным многим ИТ-компаниям.
Пионером подобных преобразований оказалась Эстония: именно на ее территории термин «цифровое резидентство» впервые не только прозвучал, но и обрел законные очертания, еще в 2014 году. Согласно местному законодательству, граждане других стран, желающие стать цифровыми или (электронными) резидентами страны, должны подать заявку через сайт, указать причину подачи заявки, приложить отсканированные национальный паспорт и фотографию, после чего, по окончанию срока рассмотрения, могут стать обладателем желаемого статуса, пройдя собеседование в Таллине (примерно через три месяца после подачи заявки) и получив подтверждение в виде смарт-карты. Данная карта не дает прав на гражданство, вида на жительство, или на пребывание в стране, а также не имеет отношения к налогообложению как в стране, которая выдала резидентство, так и не освобождает от налогообложения в родной стране. Но, имея на руках такую карту, можно открывать организацию на территории страны, подписывать документы, пользоваться онлайн-банкингом, и подавать налоговые декларации от лица компании. На 2021 год электронное резидентство страны-первопроходца получили более 80 тысяч человек из 170 стран.
В России данный вопрос становится всё острее – так, в сентябре среди мер второго пакета поддержки ИТ-сферы, озвучивалось поручение правительства подготовить силами Минцифры предложения по внедрению аналогичного проекта.
Россия и Эстония – не единственные страны, в которых видят взаимовыгоду от международного сотрудничества. Сейчас, с возможностью удаленной работы, на фоне антиковидных ограничений, данные меры становятся всё актуальнее для всего мира. Так, вопрос о возможности цифрового резиденства в своих странах уже решила (не в полном объеме) Литва – с июня 2021 года, в 2018 году были аналогичные попытки в Азербайджане (правда, не увенчавшиеся успехом), экспериментальный проект с лета 2021 года запустила Украина, также на стали планирования находятся Португалия, Бразилия и ряд стран Южной Африки.
На сегодняшний день оформление трудового договора со специалистом, имеющим зарубежное гражданство, невозможно без его фактического присутствия в стране, требуется временная регистрация по месту пребывания, оформление СНИЛС, личная подпись в документах. Помимо этого, существуют требования по охране труда, а также трудовые споры между сотрудником и работодателем, которые сложно осуществлять в международном формате.
Минтруд, впрочем, выступает против новых инициатив по внесению изменений в Трудовой кодекс, предлагая пользоваться уже существующими гражданско-правовыми возможностями: к примеру, договором подряда. В ведомстве считают, что непосредственно трудовые отношения предполагают под собой большую ответственность работодателя перед сотрудником, включая обеспечения сотрудника средствами производства и обязательствами, связанными с социальным и пенсионным страхованием.
Спрос на сотрудников в IT-сфере превышает предложение, и уже сейчас нехватка специалистов насчитывает по разным оценкам от 500 тысяч до двух миллионов сотрудников в год. Сами же специалисты, наработав хороший багаж в ИТ-сфере, предпочитают скорее работать на заграничные организации, оставаясь в России. Остается надеяться, что размер зарплат в этой сфере при введении соответствующего законодательства сможет привлечь компетентных специалистов из менее обеспеченных стран.