Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил вице-премьерам Юрию Борисову и Максиму Акимову совместно с госкорпорацией «Ростех» и РЖД в течение двух недель проработать вопрос создания в России единой цифровой транспортно-логистической системы на базе подконтрольного государству АО ГЛОНАСС, следует из письма, направленного в аппарат правительства 26 октября. Создание такой системы предусмотрено программой «Цифровая экономика», утвержденной правительством в июле 2017 года. Представитель Максима Акимова Алия Самигуллина подтвердила “Ъ” наличие такого поручения, отметив, что его срок еще не вышел, «вопрос прорабатывается». В аппарате Юрия Борисова от комментариев отказались.
Поручение дано в ответ на письмо председателя правления РЖД Олега Белозерова и гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова в адрес премьер-министра, в котором они предлагают проработать вопрос передачи 50% акций АО ГЛОНАСС в уставный капитал РЖД и 50% — в собственность «Ростеха». На втором этапе развития проекта главы РЖД и «Ростеха» предлагают рассмотреть возможность участия в АО ГЛОНАСС компании РТИТС (оператор государственной системы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн «Платон») путем приобретения на рыночных условиях дополнительной эмиссии 25,1% акций. В РТИТС 50% принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю Ротенбергу, еще 50% — «РТ-Инвесту», блокпакетом которого владеет «Ростех».
Передача АО ГЛОНАСС в РЖД и «Ростех» обеспечит повышение экономической эффективности и безопасности всего транспортно-логистического комплекса, а также реализацию транзитного потенциала страны, заявили “Ъ” в «Ростехе». «Это также позволит привлечь частных инвесторов, и тем самым повысить эффективность и снизить затраты бюджетов, финансовую нагрузку на бизнес и население»,— отметил представитель госкорпорации. В РЖД от комментариев отказались. В Минтрансе заявили “Ъ”, что о таком проекте им не известно.
Одна из целей вхождения в АО ГЛОНАСС новых участников — создание цифровых сервисов по контролю транзита экспортно-импортных грузов, снижению времени прохождения транзитных грузов и интеграции с сопредельными государствами, включая Казахстан, Белоруссию, Китай и страны Евросоюза, а также развитие международного проекта «Один пояс — один путь», следует из письма РЖД и «Ростеха».
Там также указывается, что участие «Ростеха» «обеспечит устойчивую загрузку оборонных предприятий высокотехнологичной гражданской продукцией для транспортной телематики».
Предлагаемое создание «единой цифровой транспортно-логистической экосреды» может выразиться в оборудовании всех грузовых вагонов электронными датчиками, которые заменят осмотрщиков, и введением системы обязательного страхования грузов как минимум для транзита, следует из письма. Там также сообщается, что на железных дорогах будет создана «единая система цифрового контрольного оборудования», которая позволит «своевременно выявлять технические и коммерческие неисправности подвижного состава» и формировать дополнительные информационные сервисы для грузоотправителей и операторов. Внедрение этой системы «позволит сформировать условия для создания сквозной системы страхования грузов» для привлечения крупных мировых логистов на российский рынок. Сегодня никто груз страховать не обязан: это делается по желанию, а РЖД как перевозчик за его утрату несет ответственность в размере стоимости груза.
В долгосрочной программе развития РЖД до 2025 года не указывается общий бюджет программы цифровизации, но перечислены ее мероприятия. Среди них, в частности, создание платформы управления и мониторинга грузовых перевозок, инструментов интеллектуального управления движением, цифрового моделирования и мониторинга транспортных средств и объектов инфраструктуры, модернизация архитектуры информационных систем и IT-инфраструктуры на основе импортонезависимого программного обеспечения. В инвестпрограмме на 2019–2025 годы на программу корпоративной информатизации (автоматизации перевозочного процесса) предусмотрено 43,1 млрд руб., на обновление оборудования и устройств связи — 19,4 млрд руб., на единую интеллектуальную систему управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте — 3,5 млрд руб.
Помимо учтенных в инвестпрограмме РЖД затрат, существует более крупная программа на уровне Минтранса: в рамках программы «Цифровая экономика» министерство планирует создать единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЕЦПТК). Она должна базироваться на существующих системах «Платон», РЖД и ЭРА-ГЛОНАСС. В 2017 году занимавший тогда должность первого замминистра транспорта (сейчас — министра) Евгений Дитрих говорил, что ЕЦПТК начнет функционировать в конце 2019 года, в полном объеме заработает в 2022 году, а ее стоимость составит около 450 млрд руб. Как пояснял гендиректор РТИТС Антон Замков, ЕЦПТК будет подразумевать оборудование транзитных грузов, идущих по коридору Азия—Европа, единой электронной пломбой с использованием технологии ГЛОНАСС и полностью электронным декларированием с применением технологии блокчейн. В мае 2018 года крупнейшие транспортные компании, в том числе РЖД, «Автодор», «Аэрофлот» и РТИТС, подписали соглашение о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», которая должна заняться созданием ЕЦПТК.
В сентябре замглавы Федеральной таможенной службы Тимур Максимов рассказывал «РИА Новости», что таможенные службы России и Казахстана проводят эксперимент, в рамках которого пломбы ГЛОНАСС, куда закладывается информация о товаре, устанавливаются на российский и зарубежный автотранспорт. По его словам, на стадии эксперимента РТИТС устанавливает пломбы безвозмездно, но «в дальнейшем данная функция отойдет непосредственно бизнесу», а если закон о контроле транзитных перевозок будет принят до конца года, система заработает по всей стране.
Собеседник “Ъ” на рынке полагает, что сейчас АО ГЛОНАСС не способно без бюджетного финансирования развивать коммерческие сервисы. «Даже с обязательным внедрением ЭРА-ГЛОНАСС на Дальнем Востоке и у российских автопроизводителей возникают проблемы из-за дороговизны установки оборудования и отсутствия собственной сети обслуживания»,— отмечает он. Кроме того, работа АО ГЛОНАСС стала причиной отказа множества туристических групп от поездок в города-организаторы чемпионата мира по футболу во время его проведения, указывает он: «Это также вызвало недовольство со стороны автоперевозчиков, поэтому пришлось в экстренном порядке переключать иностранные автобусы на бортовые устройства системы "Платон"».
«Ростех» давно рассматривался как один из потенциальных собственников АО ГЛОНАСС. Как сообщал “Ъ”, еще в 2016 году рассматривалась схема, в которой госкорпорация получила бы от государства 58,8% акций, еще 29,5% планировалось передать «Роскосмосу», после чего планировалась допэмиссия в пользу «Ростелекома». Еще раньше, осенью 2014 года, из-за дефицита госсредств Минфин предлагал пустить в капитал АО ГЛОНАСС не только компании с госучастием, но и операторов связи — МТС, «Вымпелком» и «МегаФон», которые взаимодействуют с ЭРА-ГЛОНАСС. В МТС и «Вымпелкоме» отказались от комментариев, в «Ростелекоме» и «МегаФоне» не ответили на запросы.
Юлия Тишина, Наталья Скорлыгина, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько