Издание CNews проанализировало свежий отчет «Спарк-Интерфакс». По данным справочно-аналитической системы, объем новых малых и средних предприятий профиля ИТ начиная с марта 2022 года по сентябрь ежемесячно прирастал в среднем на 81% более динамично, чем в первые два месяца года. Отрасль вышла на четвертое место по общему числу регистраций юрлиц в SMB-сегменте, значительно повысился также оборот российских ИТ-компаний.
В то же время реестр аккредитованных при Минцифры ИТ-компаний, который до марта 2022 года насчитывал 15770 единиц, уже к июлю расширился до 27 620 позиций. Правда, к этому времени в ведомстве, под давлением отраслевых ассоциаций, начали осознавать, что требования к компаниям, претендующим на попадание в реестр, следует ужесточить, а статус уже включенных в него участников подвергнуть пересмотру. В результате – с 1 октября действует новый порядок аккредитации.
Такой ажиотаж, безусловно, связан с четырьмя основными факторами. В первую очередь, с марта 2022 года из России ушли сотни зарубежных ИТ-компаний, оставив локальных заказчиков без технической поддержки своих решений, а зачастую – и без корректно работающих сервисов. Зато многие из них лишились местных активов – офисов, оборудования, человеческих ресурсов и т. д. Компании, ранее бывшие локальными представительствами глобальных игроков, перерождаются в российские юрлица: так произошло, например, с дочерними компаниями Deloitte (ныне «Деловые Решения и Технологии») и Accenture (ныне «Аксеникс»).
Во-вторых, государство начало и продолжает беспрецедентную по масштабам помощь ИТ-отрасли, включающую в себя как регуляторные и финансовые меры (от грантов и льготных кредитов до запрета на участие зарубежных решений в закупках) до социальных (льготная ипотека, отсрочка от армии и участия в СВО для ИТ-специалистов и другие). Правда, для получения этих привилегий компании или специалисту потребуется выполнить ряд требований – например, отсрочку получают только ИТ-специалисты, имеющие высшее образование по специальности, а ипотеку – сотрудники с приличной официальной зарплатой.
В таких условиях наконец получила возможность ускоренного развития концепция импортозамещения, которая с 2014 года реализовывалась не так уверенно, как хотелось бы. В частности, появляются консорциумы разработчиков по основным отраслям ИТ и центры компетенций в составе якорных заказчиков ИТ-решений. Наконец, четвертым фактором стал общий глобальный тренд на цифровизацию – в том числе на появление подразделений по разработке ИТ-продуктов в компаниях, не связанных с ИТ (ритейл, банки, крупное производство и т. д.). Такие игроки также становятся отдельными дочерними компаниями.
«Рост рынка ИТ – безусловно, положительное явление, поскольку без развития малого и среднего предпринимательства экономика страны не может нормально функционировать. Невозможно постоянно делать ставку только на госкорпорации, которые забюрократизированы и от этого далеко не всегда эффективны. В то же время, если в отрасль приходят такие объемы госфинансирования (то есть, по сути, лишних денег со стороны), не исключены и различные манипуляции, появление недобросовестных игроков и т. д. Кроме того, разработка ИТ-продукта – это всегда игра вдолгую. Для создания качественных продуктов нужны стабильные команды разработки, обеспеченные постоянной поддержкой. В условиях нынешней подвижности рынка, непонятной геополитики и волны эмиграции ИТ-специалистов для небольших компаний, на мой взгляд, это очень большой риск», – считает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.
Эксперты утверждают, что рост количества ИТ-компаний в России в дальнейшем будет ограничиваться как органически, так и посредством регуляторных изменений. В первом случае организации в условиях конкуренции будут вынуждены совершенствовать свои продукты, а кто не сможет этого делать – сойдет с дистанции. В отношении регуляторики – для попадания в реестр ИТ-компаний от организации уже сегодня требуется соблюдение жестких условий – например, долю выручки от ИТ-деятельности не менее 30% и среднюю зарплату не ниже средней по стране или в субъекте регистрации. Банки, госкомпании, операторы связи и многие другие компании смежных отраслей – получить аккредитацию уже не могут (но могут создать или выделить из своей структуры «дочку», специализирующуюся на ИТ).