Россия все сильнее отстает от своих конкурентов в сфере суперкомпьютеров, заявил председатель совета директоров Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг в интервью телеканалу РБК. По его словам, это отставание уже можно назвать катастрофическим.
«Мы начинаем катастрофически отставать от наших конкурентов в мире. Я бы хотел бы подчеркнуть — катастрофически. Если интеллектуально, если с точки зрения разработки программных продуктов, алгоритмов, создания определенного софта мы соответствуем сегодня международному уровню, то по количеству суперкомпьютеров мы очень сильно отстаем. Как по мощности самих компьютеров, так и по их количеству», — сказал Вексельберг, по словам которого от США и Китая Россия в этой сфере отстает уже в десятки раз.
В опубликованном в июне 2019 года рейтинге 500 наиболее мощных суперкомпьютеров мира Top500 осталось всего два российских — «Ломоносов-2» из МГУ и СуперЭВМ главного вычислительного центра Росгидромета. В рейтинге они занимают 93-е и 364-е места соответственно. При этом Китаю в рейтинге принадлежат 220 позиций, а США — 116. Уступая Китаю по общей численности суперкомпьютеров, США превосходят его по средней мощности. Для сравнения в первой двадцатке рейтинга американских машин девять (1, 2, 5, 7, 10, 12, 13, 14 и 19-е места), а китайских — два (третье и четвертое места).
Оба российских суперкомпьютера из Top500 создала ИТ-компания «Т-платформы», она же строила суперкомпьютер для Юлихского исследовательского центр Германии, который также входит в этот рейтинг. Основатель и генеральный директор «Т-платформ» Всеволод Опанасенко с марта 2019 года находится в СИЗО по обвинению в подстрекательстве чиновника к злоупотреблению полномочиями (ч. 4 ст. 33 — ч. 3 ст. 285 УК РФ). Одновременно с Опанасенко был арестован начальник управления связи департамента информационных технологий связи и защиты информации МВД России Александр Александров. Уголовное дело в отношении обоих связано с нарушениями, возникшими при реализации контракта на поставку в МВД компьютеров, который «Т-платформы» заключили несколько лет назад.
Ранее уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой дать поручение провести проверку обоснованности уголовного преследования Всеволода Опанасенко, сообщала пресс-служба бизнес-омбудсмена. По мнению Титова, контракт с МВД заключался в соответствии с законодательством, а действия Опанасенко были неправильно квалифицированы.
По словам Вексельберга, создание в России технической базы, поддерживающей реализацию программы искусственного интеллекта, должно стать одной из «приоритетнейших» задач.
К числу вопросов, требующих решения в рамках реализации в стране программы развития искусственного интеллекта, Вексельберг отнес также воспитание многочисленных специалистов, создание законодательной среды, которая адекватно бы отражала стоящие перед отраслью вызовы, а также увеличение финансирования.
«Последнее, но неизбежное и необходимое, это деньги. По программе это порядка 90 млрд руб. у нас на пятилетие. Наши конкуренты тратят примерно тот же порядок цифр, но только в другой валюте. Поэтому денег от государства будет недостаточно, и это вопрос привлечения частного капитала. И не только российского и не столько российского», — отметил Вексельберг.
В сентябре 2017 года Вексельберг говорил, что подконтрольная ему группа «Ренова» намерена занять лидирующие позиции в России в области интернета вещей и искусственного интеллекта. В 2018 году Вексельберг вновь заявил о важности инвестиций в высокотехнологический сектор, в то, что связано с цифровой экономикой. «Мы верим в это направление и считаем, что это потенциал роста производительности труда, без которого нельзя никак обойтись», — сказал он.
В июне 2019 года Вексельберг сообщил РБК, что вопросы развития искусственного интеллекта планируется выделить в отдельную госпрограмму. «Я знаю, что будет обсуждаться этот вопрос на самом высоком уровне. Быстрее, быстрее, активнее, скорее, чтобы мы не отстали от наших западных коллег в этом вопросе», — говорил тогда Вексельберг.
В мае того же года президент России Владимир Путин сказал, что страна, у которой будет монополия в сфере искусственного интеллекта, станет властелином мира.
Евгений Калюков