ФГУАП "Пулково" занимает 3-е место среди российских авиакомпаний по пассажирообороту. В 2004 г. авиакомпания перевезла до 4,3376 млн человек. Парк авиапредприятия "Пулково" состоит из 42 современных авиалайнеров. Аэропорт "Пулково" включает в себя два аэровокзальных комплекса: "Пулково-1" и "Пулково-2".
В начале октября 2005 года предприятие разделилось на две независимые компании, и сейчас на рынке работают «Аэропорт «Пулково» и авиакомпания «Пулково» (она же ФГУАП «Пулково»). Однако процесс внедрения систем автоматизации на базе Microsoft Axapta (ранее здесь использовались системы собственной разработки) стартовал еще два года назад – до начала процесса реструктуризации. Тогда был проведен тендер, на котором рассматривались также решения SAP, Navision и «1С.Предприятие». В качестве первого исполнителя по внедрению была выбрана «Корус Консалтинг», которая завершила проект в прошлом году. Он длился около 8 месяцев и включал в себя работы по оптимизации и автоматизации учета основных средств компании «Пулково». Такой период времени был вызван большой трудоемкостью работ по формированию и выверке базы данных (около 20 тыс. объектов). Партнером интегратора по этому проекту выступила компания «БИС-Консалт». Основным результатом внедрения стало совершенствование бухгалтерского учета и решение задач налогового, управленческого учета и учета недвижимости в соответствии с требованиями законодательства РФ и ПБУ 18/02.
Примечательно, что новый проект, который сейчас ведет на уже независимой авиакомпании «Пулково» "АНД Проджект", тоже связан с финансами и также стартовал до разделения предприятия – исполнитель был выбран на основании результатов проведенного еще весной 2005 года обследования системы управления заказчика. Непосредственно к исполнению проекта «АНД Проджект» приступила в сентябре 2005 года, в настоящее время ведутся работы по этапу «Анализ и дизайн». Первым этапом проекта станет автоматизация финансового контура предприятия, и на нем будут автоматизированы процессы движения денежных средств, расчетов с контрагентами, операции представительств авиакомпании в России, странах СНГ и дальнего зарубежья и пр. Результатом первого этапа должно стать полное отражение всех хозяйственных операций предприятия для бухгалтерского и налогового учета в Microsoft Axapta и возможность получения себестоимости в разрезе видов деятельности авиакомпании и элементов затрат.
В рамках нового внедрения «АНД Проджект» планируется также реализовать финансовый контур Microsoft Axapta. В частности, будут использованы следующие модули: «Расчеты с клиентами», «Расчеты с поставщиками», «Главная книга», «Денежные средства». В системе будет создано не менее 30 автоматизированных рабочих мест. Также в этом проекте будет использован собственный модуль «АНД Проджект» «Распределение затрат», созданный в 2002 году и впервые использованный в проекте для компании "Ленсвязь". Летом 2005 года существенно доработанная и расширенная версия этого модуля была зарегистрирована компанией Microsoft и включена в каталог партнерских решений на базе Axapta. Компания "АНД Проджект" использовала этот модуль в решениях для таких предприятий, как «Частные пивоварни Тинькофф», «Пивоварни Ивана Таранова», ОАО «Ростелеком» и др.
«Корус Консалтинг» сейчас реализует еще один проект на базе «Пулково» – только уже для аэропорта. Интегратор, в частности, также внедряет финансовый функционал Microsoft Axapta – здесь развертываются такие модули, как «Управление персоналом», «Управленческий и бухгалтерский учет» и т. д. При этом интегратор также реализует доработанные собственными силами модули Axapta. «Перечислить все подобные "доработки" довольно сложно - их количество исчисляется десятками. Из наиболее крупных можно назвать доработанный модуль управления персоналом для Axapta, доработанный модуль расчета заработной платы. Существует целый ряд специализированных финансовых модулей, которые расширяют возможности системы, например, модуль распределения для Axapta и Navision, который позволяет делать финансовые проводки для формирования управленческого учета», - комментирует член совета директоров компании «Корус Консалтинг» Денис Свердлов.
Таким образом, на двух предприятиях «Пулково» сейчас насчитывается уже три проекта на базе Axapta – один из них, как уже говорилось, внедрен в прошлом году компанией «Корус Консалтинг», а два на сегодняшний день находятся в стадии реализации.
Эксперты считают, что запуск процесса внедрения при грядущей реструктуризации, как это произошло в случае с «АНД Проджект» и «Пулково», может привести к неоправданным рискам. "Случаются в жизни неуспешные проекты, бывают и проекты, которые разделяются на независимые составляющие из-за реструктуризации компании-заказчика. Вообще любая реструктуризация автоматизируемого объекта в процессе внедрения в той или иной мере затягивает проект. Естественно, в любом случае это влечет за собой для заказчика дополнительные расходы, создает дополнительные трудности внедренцам. Трудности, как правило, возникают и тогда, когда одна консалтинговая компания продолжает внедрение, начатое другой, хотя сам внедряемый программный продукт и не меняется. Дело в том, что предыдущий интегратор мог вносить собственные программные изменения (настройки на встроенном языке программирования, дополнительные модули, а если продукт позволяет (например, JDEdwards), то и изменения исходного кода) в продукт. Подробную информацию об этих изменениях следующий исполнитель, скорее всего, не получит в силу существующей на рынке интеграции конкуренции между разными поставщиками одного и того же программного продукта. Порой такая конкуренция сильнее конкуренции между различными вендорами. Единственное, что может как-то застраховать заказчика от подобного отрицательного эффекта в процессе смены консалтинговой компании, это жесткое требование приемки продукта только в комплексе с подробной технической (не пользовательской!) документацией. Но, честно говоря, в России такие требования формулируются заказчиком и принимаются исполнителем крайне редко", - комментирует главный эксперт компании "Компас" к.т.н. Игорь Якобсон. "В ситуации с разделением авиакомпании "Пулково" невольно встает очень простой вопрос: почему интегратор, первым приступивший к реализации проекта, не смог предложить обеим вновь образовавшимся компаниям оптимальное решение, которое бы соответствовало их во многом схожим требованиям. Ведь у него было очевидное преимущество в виде знания специфики бизнес-процессов клиента. Случай, конечно же, в российской практике не единичный. Но, я думаю, что такое "двойное внедрение" несет в себе ряд значительных рисков. В первую очередь, у двух конкурирующих компаний-интеграторов может отличаться методология внедрения, отработанная на разных проектах. Решения на двух участках могут слабо интегрироваться между собой (т. к. будут сделаны компаниями-конкурентами), что может привести к определенного рода трудностям при совместной работе этих компаний и к дополнительным затратам по передаче данных", - прокомментировала вице-президент Группы компаний Columbus IT Partner по международному маркетингу Алена Геклер.
Компания «АНД Проджект» на момент подготовки материала не смогла предоставить свои комментарии.
Особенность компании «Пулково» как заказчика – поддержание и развитие ИТ осуществляется как собственным отделом по АСУ, так и, в большей степени, региональным информационно-вычислительным центром "Пулково" (РИВЦ "Пулково"), являющимся отдельным предприятием. До внедрения тиражируемых систем "Пулково" использовала бухгалтерские программы собственной разработки. Кроме того, ранее для координации деятельности подразделений, организации системы взаиморасчетов, информирования командно-руководящего и управляющего состава использовались программные продукты, разрабатываемые РИВЦ "Пулково", - например, система "Сириус", предназначенная для сбора и анализа статистических показателей работы авиапредприятия. После перехода "Пулково" на полеты под собственными кодами и начала продажи билетов на собственном бланке РИВЦ разработал систему взаиморасчетов на базе "Компас", а также систему "Экспресс" для организации взаимодействия агентов. Предприятие также использует информационную систему материально-технического снабжения разработки петербургской фирмы "Авиаритм", с помощью которой ведется складской учет деталей и агрегатов. Среди специализированных программ при регистрации пассажиров, багажа и регулировании загрузки лайнеров используется западное ПО - SDCS и PALKA, система розыска багажа World Traces, система расчета рейсов Flight Briefing. Еще один проект, реализованный непосредственно в РИВЦ, – электронный документооборот на базе ПО DocVision (2003 год).
Примечательно, что «Пулково» при переходе на новый этап информатизации выбрало двух практически равнозначных игроков на российском рынке Axapta. Обе компании – «АНД Проджект» и «Корус Консалтинг» исторически начали работать на рынке Axapta в Петербурге в 2000 году, а затем вошли в родственные холдинги. В частности, «Корус Консалтинг» сейчас входит в группу «Кристалл Сервис», а «АНД Проджект» - в «Национальную компьютерную корпорацию». Соответственно, оба интегратора развивают свой бизнес активно и в Москве. Сейчас компании имеют золотые статусы Microsoft, и, кроме того, они также являются партнерами других вендоров, которые расширяют их пакет предложений. В частности, "Корус" представляет интересы Geac (Comshare Inc.), Documentum, а «АНД Проджект» - iMaint, Ortems. Правда, если судить по проектам, то «Корус» до сих пор сохраняет более сильные позиции на локальном рынке Петербурга. Среди ее заказчиков здесь – сети гипермаркетов «О'Кей», магазинов «Техношок», Metro, супермаркетов «Лента», универсамов «Патэрсон», телекоммуникационные компании «ПетерСервис», «ПетерСтар», «РадиоТел» и др. У «АНД Прожект» здесь реализованы заказы в компаниях «Тинькофф», «Ленсвязь» (сейчас является филиалом «Северо-Западного Телекома») и «Санкт-Петербургские Таксофоны». У интеграторов есть и пересекающиеся клиенты, в частности, ОАО «Связьинвест» или его «дочки».