Внештатная ситуация: банки хотят отдать IT-процессы на аутсорсинг в «Ростелеком»

Банки хотят отдать IT-процессы на аутсорсинг в «Ростелеком». Кредитные организации поддержали трансфер ряда функций внешней компании, видно из опроса рынка Ассоциации банков России (АБР) (документ есть у «Известий»). Больше всего они заинтересованы в разработке и тестировании таким образом ПО, подключении к Единой биометрической системе, использовании внештатного IT-персонала и обеспечении информационной безопасности. Создание единого решения на базе «Ростелекома» поможет небольшим и региональным финансовым организациям сократить издержки, считают в АБР. Однако банки опасаются зависимости от стороннего поставщика и рисков в сфере защиты персональных данных.

Внешние услуги

Кредитные организации хотят передать ряд IT-процессов на обслуживание в «Ростелеком» для расширения цифровизации банковской деятельности, особенно это актуально для структур с базовой лицензией, следует из опроса АБР 23 банков, в число которых входят системно значимые и малые. Члены ассоциации хотят использовать такую систему для разработки ПО (74%), решений по подключению к Единой биометрической системе (44%), сотрудничества с внештатными IT-сотрудниками (44%), тестирования ПО (35%) и повышения информационной безопасности (30%).

Основными минусами подобного предложения кредитные организации считают высокую стоимость услуг, зависимость от стороннего поставщика и сложности с обеспечением защиты данных и контролем доступа к ним. Главными же преимуществами аутсорсинга банки назвали расширение предлагаемых услуг, снижение затрат на капитал и высокую скорость запуска продуктов.

Участники проектной группы, в которую вошли 10 банков, готовы исследовать ИТ-аутсорсинг, пилотировать проекты и оценивать предлагаемые решения, сообщила «Известиям» вице-президент Ассоциации банков России Яна Епифанова. По ее словам, новая система поможет региональным банкам и кредитным организациям с базовой лицензией сократить издержки, повысить эффективность за счет цифровизации бизнес-процессов, а также улучшить защиту данных и средств клиентов. При этом заинтересоваться таким решением могут и более крупные финансовые компании, особенно из-за сложившейся нехватки и дороговизны квалифицированного IT-персонала.

Кроме того, сейчас небольшие кредитные организации испытывают трудности в оперативном получении данных из некоторых государственных информационных систем, поэтому обеспечение высокой пропускной способности стало одним из запросов для аутсорсинга. Услуги внешней компании для банков будут платными, однако передача IT-процессов всё равно позволит снизить издержки по разным системам от 30% до 200%.

«Ростелеком» рассматривает предложение АБР об участии в проекте по созданию единого решения для мелких и средних банков. Сейчас идет оценка интереса к такой системе со стороны кредитных организаций и экономического эффекта для участников проекта, сообщили «Известиям» в пресс-службе компании.

«Известия» направили запрос в ЦБ о преимуществах и рисках такого решения.

Единые риски

«Известия» обратились в топ-50 кредитных организаций, ряд из них поддержал внедрение IT-аутсорсинга на базе «Ростелекома». Региональным и небольшим банкам без крупной поддержки программа может помочь внедрить новые технологии. В таких организациях часто не хватает ресурсов на дорогостоящих специалистов, из-за чего они проигрывают в конкуренции крупным игрокам, сообщил директор по развитию информационных технологий УБРиР Сергей Щербинин. Однако такое единое инфраструктурное решение также сделает банки очень похожими друг на друга в технологическом плане, и различия останутся только в тарифах.

Директор по информационным технологиям банка «Зенит» Станислав Тульчинский согласен, что система IT-аутсорсинга снизит стоимость порога входа для игроков. Небольшие банки сейчас испытают сложности из-за дефицита квалифицированных сотрудников, повышения стоимости персонала, возросшей мобильности работников, увеличивающейся конкуренции со стороны технологически продвинутых компаний, а также с поиском новых клиентов. Однако передача некоторых процессов на обслуживание в другую компанию может нести риски в сфере безопасности данных, так как, скорее всего, будет использовано облако или внешний сервис, считает Станислав Тульчинский. Еще одной сложностью может стать обеспечение непрерывности процессов.

«Ростелеком» должен будет объяснить механизм передачи данных и составить прозрачные соглашения об уровне услуг, чтобы убедить потенциальных заказчиков воспользоваться предложением, уверен руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев. По его словам, в сфере информационной безопасности защищенность централизованных IT-инфраструктур всегда выше, чем у отдельно взятой небольшой системы, но и уровень потерь от возможной утечки конфиденциальной информации у нее кратно больше.

Для малых компаний введение единого инфраструктурного решения актуально, оно позволит расширить цифровизацию и закрыть 70–80% стандартизированных задач. Однако предоставлять кредитным организациям продукты только одного поставщика может быть рискованно, считает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. Кроме того, доработка процессов под нужды конкретного банка окажется очень дорогой, особенно от столь крупной компании, проблемой будет и наем дополнительных консультантов. Значит, рабочими станут только типовые решения по информационной безопасности. При этом в отличие от мелких разработчиков большая организация для IT-аутсорсинга будет учитывать и требования регуляторов, и пожелания участников отрасли, и защищенность систем, заключил эксперт.

Мария Колобова

Тематики: Outsourcing

Ключевые слова: ИТ-аутсорсинг, Ростелеком