Напомним, что проект "Яндекс.Wi-Fi" был запущен в Москве в конце лета этого года. Он подразумевает создание точек беспроводного доступа в Интернет исключительно в ресторанах и кафе. Основное отличие "Яндекса" от других аналогичных проектов - он предлагает абсолютно иную схему взаимодействия - фактически эта компания занимается продвижением услуги среди владельцев точек (в основном ресторанов и кафе), организацией контактов с операторами и ее дальнейшим маркетингом. При этом основным условием участия выступает обязательство предоставлять услуги доступа в Интернет бесплатно. Для участия в проекте потенциальному владельцу хот-спота Wi-Fi надо заключить соглашение о намерениях с компанией "Яндекс". Согласно ему, инвестиции идут со стороны интересанта, "Яндекс" гарантирует размещение некоторого гарантированного объема рекламы на своем сайте. Для организации "последней мили" компания подыскивает себе операторов-партнеров, в частности, в Москве ими стали "МТУ-Интел" ("Точка.ру"), "Голден Телеком", "Ринет", "АртКом", "Таском". Сейчас в рамках проекта создано более 65 точек, причем, часть из них расположена и в региональных городах - Томске, Новокузнецке и др. Однако во втором по величине городе - в Петербурге - "Яндекс.Wi-Fi" ограничивался одним лишь хот-спотом, установленным в клубе "Ред Клаб" (см. выпуск новостей от 18 ноября 2004 г.).
Однако, эта ситуация в ближайшее время может измениться - "Яндекс" стал подыскивать себе партнеров среди петербургских операторских компаний. Пока соглашение подписано с одним провайдеров - компанией "Вэб Плас", и сейчас переговоры ведутся с "ПетерСтаром".
Впервые о том, что "Вэб Плас" станет участником "Яндекс.Wi-Fi" стало известно еще при старте этого оператора в Москве в конце ноября этого года. В начале декабря компания объявила о том, что приступает к реализации собственного проекта по созданию сети точек доступа Wi-Fi. И вот, в середине декабря было подписано соглашение с компанией "Яндекс" о сотрудничестве в Петербурге. Примечательно, что стоимость участия для партнеров в рамках обеих инициатив одинакова - владелец места установки хот-спота должен заплатить $350 за установку оборудования (включая комплект ADSL и Wi-Fi) и вносит $150 ежемесячной абонплаты, в которую включено 6 Гб трафика.
В "ПетерСтаре" подтвердили факт проведения переговоров. Как отметил руководитель проекта Wi-Fi этой компании Денис Норкин, потенциально проект "Яндекс.Wi-Fi" интересен для этого оператора. "Здесь мы выступаем в качестве поставщика "последней мили", что интересно для любого коммерческого провайдера", - отметил он.
Как удалось выяснить корреспонденту spbIT.ru, "Яндекс" вел переговоры с еще несколькими потенциальными участниками, в частности, оператором "Квантум", однако, последний пока отказался от участия в проекте. "Мы с большой осторожностью относимся к таким предложениям, здесь есть ряд нюансов, которые пока не позволяют принять нам положительное решение", - сообщил директор по развитию компании "Квантум" Денис Куликов. Как прокомментировал один из участников московского проекта "Яндекс.Wi-Fi", таким нюансом могло оказаться условие со стороны "Яндекса", что превышение трафика оплачивается рекламой на его портале. В то же время, так как хот-споты публичны и бесплатны, никто не исключает возможность подключения к ним клиентов, потребляющих много трафика.
Как прокомментировал заместитель генерального директора компании "Яндекс" Никита Корзун, в принципе на первом этапе в Петербурге будет достаточно и двоих операторов. "Тем не менее, мы открыты как для всех как владельцев точек, так и для провайдеров, организующих подключение с бесплатным доступом для пользователей", - добавил он. По его словам, пока четких планов по развитию в Петербурге нет - компания надеется, что это будет "эволюционный процесс".
Наблюдатели рынка полагают, что активизация "Яндекс.Wi-Fi" в Петербурге стимулирует местный рынок этих услуг. "Перспективы "Яндекс Wi-Fi" в Петербурге неплохие, так как, несмотря на то, что здесь преобладает коммерческая модель, в городе организовано не так много хот-спотов в ресторанах и кафе. Так что можно прогнозировать, что если "Яндекс" заполнит эту нишу сейчас, то там услуги будут и в дальнейшем предоставляться по бесплатной модели, а, допустим, в отелях будет по-прежнему преобладать коммерческая модель. Провайдеры же будут работать по 2 моделям - там, где целесообразно брать деньги за Wi-Fi, они будут продавать карточки; а там, где это нецелесообразно или неудобно организовывать точки продажи, они будут работать с "Яндексом". В принципе, так некоторые операторы работают в Москве, - прокомментировала аналитик J'son & Partners Анна Орлова.
Напомним, что сейчас в Северной столице Wi-Fi развивают несколько компаний, причем в основном те, кого приглашали в "Яндекс.Wi-Fi" - это "ПетерСтар", "Квантум" и Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон". Большинство их точек - платны. "ПетерСтар" располагает сейчас более чем 10 хот-спотами, расположенными в основном в гостиницах и пассажирских терминалах типа "Пулково", а "Квантум" - более 15. У сотового оператора сейчас организовано три собственных хот-спота (в отеле Radisson SAS, ресторане "Тинькофф", на выставочных площадках "Ленэкспо" в Гавани, из них платна пока только гостиничная точка). Кроме того, оператор использует еще несколько точек совместно с компанией "Квантум". Во всех них абонент может получить доступ, отправив SMS-сообщение на определенный сервисный номер. "Вэб Плас", по причине недавнего запуска своей программы, пока не имеет публичных точек.