Доля «Яндекса» на российском поисковом рынке, включая мобильные устройства, в третьем квартале 2017 года составила в среднем 54,9%, достигнув в сентябре 55,5%, свидетельствуют данные отчетности компании. На десктопе доля «Яндекса» достигла максимума — 66%. Кроме того, доля поисковых запросов на мобильных устройствах на базе Android составила в третьем квартале 41,2%, а уже за 1–22 октября выросла до 43,9% — максимума «Яндекса» на Android за последние три года. С августа в 60-й версии мобильного браузера Google Chrome на Android пользователям в России показывается окно для выбора поисковой системы по умолчанию — это стало одним из условий мирового соглашения Google и ФАС.
Работа «Яндекса» на рынке поиска, а также онлайн-заказа такси (суммарное количество поездок через «Яндекс.Такси» с момента запуска сервиса на конец сентября 2017 года превысило 335 млн) повлияла на финансовые показатели компании, которая делала значительные инвестиции в маркетинг и развитие этих бизнес-направлений, признают в пресс-службе «Яндекса». Так, скорректированный показатель EBITDA уменьшился на 17%, до 5,7 млрд руб., а скорректированная чистая прибыль составила 2,4 млрд руб., на 37% ниже аналогичного показателя за третий квартал прошлого года. Консолидированная выручка «Яндекса» за квартал выросла по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2017 года на 21%, до 23,4 млрд руб. «Яндекс» также вновь повысил прогноз по росту выручки в 2017 году до 22–23%. В начале года «Яндекс» делал прогноз роста выручки в 2017 году на 16–19%.
Аналитики «Ренессанс Капитала» считают результаты «Яндекса» в третьем квартале «слабыми» и «негативными в долгосрочной перспективе». Компания отчиталась ниже даже консервативного консенсус-прогноза, пишут они в своем отчете. В частности, рентабельность компании по EBITDA упала на 11 процентных пунктов из-за расходов, связанных с развитием такси, указывают они. По их мнению, «Яндекс.Такси» и дальше будет требовать значительных инвестиций для поддержания и формирования лояльной и постоянной пользовательской базы. «Что касается основного бизнеса “Яндекса” — поиска, то позиции Google, главного конкурента российской компании, остаются прочными, несмотря на обновления в браузере Chrome и активизацию маркетинга “Яндекса”»,— уверены они.
Впрочем, для компании важнее рост, а не рентабельность, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. «Если посмотреть на то, как ведут себя котировки, то инвесторам отчетность понравилась. Это еще раз свидетельствует о том, что рост превыше всего, и какой ценой это далось, их не так сильно заботит»,— отмечает он. По данным на 19:00 мск акции «Яндекса» на NASDAQ выросли на 6,69%. Стратегически «Яндекс» делает большую ставку на рынок такси, продолжает господин Либин, указывая на рост выручки в этом направлении почти вдвое — на 96%, до 1,15 млрд руб. «Это ранний индикатор того, что с маржой рано или поздно все будет хорошо, поскольку частично это улучшение произошло из-за отмены компенсаций водителям и скидок пользователям»,— говорит он.
Роман Рожков