«Буря» в IT
В рамках круглого стола председатель комитет по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга Иван Громов заявил, что импортозамещение в сфере IT сегодня стало не просто основным трендом, но и жизненной необходимостью для России. Он также напомнил, что глобальные разработчики, американские компании, до сих пор занимали больше половина рынка IT-продукции.
Председатель комитет по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга
Иван Громов: «Свободное ПО имеет множество «плюсов»
«Активная внешняя политика нашего государства приводит к тому, что мы оказываемся перед выбором: либо двигаться в сторону собственного развития, либо менять традиционных поставщиков ПО на компании из стран Азии, - прокомментировал Иван Громов. - Самый правильный путь, на мой взгляд, создание собственных базовых информационных ресурсов, которые позволяют решать практические задачи исполнительных органов власти, военного ведомства, социальных служб и так далее. Первая задача, которая стоит перед нами, это создание собственных платформенных решений».
Иван Громов также напомнил, что приходится делать выбор между свободным ПО и закрытыми программными продуктами. При этом со свободным ПО можно делать все, что угодно, а лицензионные продукты написаны на платформах, не позволяющих вносить структурные изменения. «Один из «минусов» лицензионных продуктов, сделанных другими государствами, это недостаточно полное понимание того, что находится внутри программного кода, - сообщил Иван Громов. – В мировой практике есть примеры, когда по всей стране отключались системы связи, не работали информационные ресурсы, которые помогли бы отразить атаки противника. Так операция «Буря в пустыне» проходила при неработающей системе связи у иракцев. Также отказали тяжелые вычислительные машины и программные продукты. Значит, трояны, вирусы и несанкционированная передача информации были заранее внедрены компаниями – производителями. Представьте себе, что наши крупнейшие организации тоже имеют в своем ПО ряд возможностей, которые они не могут контролировать. Поэтому решения в сфере безопасности нельзя строить на продуктах иностранного производства».
Кроме того, по словам Ивана Громова, компания-разработчик по политическим или финансовым мотивам может решить, что больше не будет предоставлять нам право на использование лицензий. Это можно сравнить с тем, что вы приобрели автомобиль, ездили на какое-то время, а потом не можете заменить масло. Однако главный «плюс» закрытого ПО, из-за которого оно используется во многих российских компаниях, заключается в том, что оно «обкатано» на миллионах пользователей во всем мире, это универсальный отработанный механизм. Программный продукт крупнейшего разработчика будет выполнять задачи, которые перед ним поставлены.
Иван Громов также подчеркнул, что и на рынке свободного есть отработанные решения. К томе же с ними умеют работать тысячи программистов, а не только создатели этого продукта. Например, такова отечественная бухгалтерская система «1С». Разработчиков, которые могут дописывать модули для этой системы, в России множество. К тому же важным аспектом является и стоимость владения любым программным продуктом. За лицензию необходимо платить каждый год. Некоторые продукты и лицензии стоят очень дорого.
«Около года назад началась «перезагрузка» ИТ-отрасли в России, - пояснил Иван Громов. - Тогда министерство связи РФ поставило задачу перед отраслью: создавать свои решения, которые позволят освободиться от засилья иностранных продуктов. Решения, которые мы используем в городском хозяйстве, мы стараемся разрабатывать самостоятельно, либо выбираем для них наших разработчиков».
Понятно, что минобороны РФ не строит системы безопасности на зарубежном ПО. Однако санкции сегодня касаются и учреждений, не имеющих отношения к военному ведомству и политике. В условиях, когда, по данным комитета по информатизации и связи, около 80% IT-оборудования мировых производителей Россия не имеет права использовать не только для органов госвласти, но и для школ, поликлиник, учреждений здравоохранения, вопрос импортозамещения крайне важен.
Иван Громов привел примеры успешных предприятий из Санкт-Петербурга, которые хорошо чувствуют себя даже в кризис. «ОАО «Авангард» выпускает оборудование, которые востребовано на рынке и не имеют аналогов в мире, - прокомментировал Иван Громов. - Они производят газоанализаторы с нестандартным подходом к системе пожаротушения. Оборудование реагируют не на тепло или дым, а на химический состав воздуха. ООО «Симикон» и ЗАО «Ольвия» производят фоторадарные системы, которые контролируют превышение скорости и проезд на запрещающий сигнал светофора. От приборов, которые используются в Европе и США, они ушли на несколько лет вперед. Процент читаемости номерных знаков у французских разработчиков – 70% в плохую погоду, у нас – 96%. У них один прибор охватывает полосу в одном направлении, у нас - четыре полосы в обе стороны. Компания «Ритм» производит устройства, которые консолидируют информацию от охранно-пожарной сигнализации, систем контроля доступа, систем оповещения и так далее. Это оборудование активно экспортируется и продается в России. Даже в кризис предприятие открывают новые производственные линии».
Участники круглого стола обсудили тему внедрения отечественного ПО и оборудования
По словам Ивана Громова, в 2014 году назрела необходимость объединить компоненты системы «Безопасный город» (видеонаблюдение, система оповещения и т.д.), в единый программный продукт, который позволял бы заниматься аналитикой. Чиновники сделали вывод, что нельзя затачивать систему безопасности города на иностранных разработчиков.
Председатель комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга рассказал, что правительство сотрудничает с петербургскими предприятиями. В качестве примера Иван Громов назвал ЗАО «НПП ТЕЛДА», а также упомянул ООО «Элес», ООО «Автоматика», НТЦ «Протей». Он также отметил, что в таком сложном программном продукте, как система «112», задействованы только отечественные производители.
Дружба дружбой, а программы врозь
Начальник отдела аналитики ЗАО «НПП ТЕЛДА» Сергея Ганя отметил, что работа с закрытыми программными продуктами приводит к ряду проблем. «В 2013 году мы завершили проект по созданию центра мониторинга в интересах «РусГидро», - рассказал Сергей Ганя. - При разработке ПО нам приходилось опираться на закрытые программные продукты крупнейших мировых разработчиков: Microsoft, Oracle, а также использовать продукт ArcGIS. В ходе разработки мы столкнулись со следующими проблемами. Главное - это высокая стоимость лицензии на владение продуктом, а также лицензии разработчика ПО, что не удешевляло конечного продукта. Так как продукт закрытый, постоянно возникали проблемы при общении со службой техподдержки поставщика. Не на все вопросы нам смогли вовремя ответить. По этой причине увеличились сроки разработки.
Хотя у разработчиков закрытых программных продуктов есть сообщества в Интернете, они менее охотно делятся информацией, чем разработчики свободного ПО. Кроме того, обновления версий закрытого ПО выпускаются редко, под наши нужды никто подстраиваться не будет. При этом внести исправления самостоятельно нереально. К тому же есть риск, что поставщик продукта по политическим мотивам перестанет выполнять свои обязательства перед пользователями. Так разработчики ArcGIS из-за санкций отказалась сотрудничать с «РусГидро»».
Как пояснил Сергей Ганя, учитывая все эти проблемы, компания провела анализ рынка и подобрала продукты из категории свободного ПО, получив множество положительных моментов. Во-первых, это широкий рынок программных продуктов, возможность выбора ПО исходя из своих потребностей. Во-вторых, открытый исходный код, который позволит вносить дополнения и изменения, если изначальный функционал платформы не устраивает. В-третьих, по свободному ПО постоянно проводятся конференции и обучающие программы, сообщество разработчиков открыто для общения.
В-четвертых, использование СПО удешевляет стоимость разработки и владения продуктом. В четверых, это необходимый шаг в сложной политической ситуации.
Сергей Ганя также отметил, что угроза отказа производителя от поддержки свободного ПО существует, но из-за наличия открытых исходных кодов она нивелируется.
Сравнение закрытого и свободного ПО в использовании на практике НПП «ТЕЛДА»
«Безопасный город» - к 2016 году
Первый замначальника ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Владимир Бирючков отметил, что ведомство всегда ориентировалось на отечественных разработчиков и инициировало создание ПО, которое используется уже более 12 лет. «Наше ПО позволяет автоматизировать процесс принятия вызовов и доведения его до пожарных частей, а также обеспечить реагирование при ЧС, - пояснил Владимир Бирючков. - С самого начала разработки и внедрения данных продуктов мы ставили три цели: надежность, безопасность и эффективность. Сегодня мы движемся к системе управления рисками. Мы внедряем системы, которые позволяют минимизировать последствия ЧС, в рамках специального ПО».
«Санкт-Петербург являемся единственными субъектом, где в рамках системы «112» организуется интеграция программных продуктов экстренных оперативных служб: «01», «02», «03», «04», - сообщил Владимир Бирючков. - В других субъектах процесс создания системы «112» начинался с нуля, а Санкт-Петербург на протяжении десяти лет имеет собственное ПО для каждой из служб. В рамках системы «Безопасный город», я надеюсь, нам также удастся внедрить интеграцию». По сообщению Бирючкова на 2015 год запланирован пуск Центра обработки вызовов системы «112», а на 2016 год запланирован пуск АПК «Безопасный город».