Разговор об NFT обычно начинается с простого сравнения. В привычной жизни мы владеем массой физических объектов: любимой кружкой, креслом, ноутбуком, книгой. При желании все эти вещи можно продать. Но цена, конечно, почти всегда будет отличаться от той, которую изначально заплатил покупатель, — как в меньшую, так в большую сторону. Ноутбук со временем может начать барахлить, а книжка — превратиться в редкое издание. В этом смысле товар больше не взаимозаменяем с той единицей, которая когда-то стояла с ним на одной полке. А вот сто рублей так и останутся ста рублями, в чьем бы кармане они ни лежали. Валюта здесь — пример взаимозаменяемого актива.
Кроме физических ресурсов, мы владеем еще и цифровыми: прокаченным персонажем из видеоигры, участком земли в виртуальной вселенной, рисунком, созданным на компьютере. Они тоже уникальны, однако сбыть их уже не кажется столь простой задачей. Тут и пригодился блокчейн — децентрализованная база данных, доступ к которой может получить любой человек. Блокчейн позволяет токенизировать цифровой объект, то есть присвоить ему личный код, в котором будут заложены все метаданные, включая ваш статус создателя. Теперь активом можно официально владеть и управлять. Эта схема и описана в аббревиатуре NFT — Non Fungible Token, невзаимозаменяемый токен.
Считается, что развитие NFT началось в 2017 году. Однако массовая публика узнала про токены лишь в последние пару месяцев. Популярность обеспечили несколько причин: взрывной рост курса биткоина, начавшийся с ноября 2020 года; пандемия коронавируса, углубившая пользователей в диджитал; и приход на крипторынок мировых звезд.
Так, популярная американская рок-группа Kings of Leon выпустила в этом году свой новый альбом в виде NFT и заработала $1,5 млн. Актриса Линдси Лохан продала NFT-изображение своего лица за $17 тыс. Известные имена привлекли большие деньги.
У новичков может возникнуть вопрос: зачем покупать NFT, если можно скачать ту же картинку или песню в интернете. Дело в том, что оригинал всё равно останется один, его уникальный код и представляет ценность. Так договорилось сообщество продавцов и покупателей. При этом чем больше копий, чем больше скачиваний, тем лучше — объект будет растиражирован, популярен, а значит возрастет в цене и станет выгоден для перепродаж.
По оценке экспертов, 30% рынка NFT сейчас занимает цифровое искусство. Последней громкой новостью стала продажа работы «Первые 5000 дней» американского цифрового художника Beeple. Сумма сделки составила $69 млн. Торги устроил знаменитый аукционный дом Christie's, что по умолчанию является событием.
— До прошлого года Бипла все знали как дизайнера, но вдруг он стал великим художником. Роль Christie's безумно важна, аукцион связал криптомир с традиционным офлайн-пространством, — отметила в беседе с «Известиями» Ольга Дворецкая, основательница первой в России ярмарки цифрового искусства Disartive. — К слову, покупателем Бипла стал сингапурский криптопредприниматель Метакован. И это был большой жест со стороны криптосообщества — утереть нос консервативному арт-комьюнити.
В последний годы диджитал-искусство развивается всё активнее, подчеркнула собеседница. В частности, это видно по Венецианской биеннале 2019 года, на которой около половины работ были представлены в мультимедийных форматах. Правда, для торговых площадок такой способ представления арт-объектов долгое время оставался неудобным, а настоящих звезд и сейчас можно пересчитать по пальцам.
— Кроме Билла Виолы (его выставка проходит в Пушкинском музее. — «Известия») и еще 5–6 имен, крупных цифровых художников никто и не назовет. Галереям и аукционам было невыгодно продавать диджитал-работы. Возникал вопрос — кто на самом деле является владельцем цифрового оригинала? Но механизм NFT эту проблему решил и дал толчок новому бизнесу, — пояснила Дворецкая.
По оценке собеседницы, средняя стоимость работы художника на рынке NFT сейчас составляет 1,5 эфира (криптовалюта блокчейна Ethereum. — «Известия»), что по текущему курсу равно $3000. В прошлом году эта отметка достигала $200–300. То в есть в 2021-м цена выросла в 10 раз. При этом продажи состоялись у 30% художников, перепродажи — у 2–3%.
Основные торговые платформы для авторов — это Rarible, Foundation, NiftyGateway и SuperRare; объединяет их маркет OpenSea. Последний недавно сообщил, что в феврале ежемесячный объем продаж вырос до $86,3 млн по сравнению с 8 млн в январе. А за полгода число транзакций на OpenSea увеличилось более чем в 100 раз.
Рынок NFT-искусства начал оформляться не так давно, но уже претерпел некоторые изменения. Контент, по крайней мере, стал гораздо качественнее, отметил российский диджитал-художник Никита Реплянский:
— Когда я заходил на рынок, в нем творился полный кошмар. Нынешние отстойные работы тогда были просто произведением искусства. Но сейчас приходят крутые авторы. В дальнейшем рынок, скорее всего, переполнится предложением.
Другое изменение коснулось модерации. При загрузке рисунков на некоторые маркеты художник должен обязательно подтвердить свое авторство. Например, предоставить эскизы работ, сфотографировать планшет с зарисовками, дать ссылку на свой аккаунт в соцсети, где впервые было опубликовано произведение. Каждую новую коллекцию нужно подтверждать заново. Из-за наплыва продавцов проверка авторства сильно затянулась, говорит NFT-коллекционер под ником Max Alend. Ожидание может продлиться до двух недель.
Кроме того, авторам стало сложнее верифицировать свой аккаунт.
— Раньше на крупном рынке OpenSea галочку автора давали чуть ли не всем подряд. Сейчас чтобы ее получить, нужно продать работ на 20 эфиров ($35 тыс.). Для начинающего художника — немало, — рассказал Max Alend.
Чтобы NFT-искусство стало успешным в России, должно случится несколько событий, считает Ольга Дворецкая. Во-первых, аукционы должны сделать удобную и понятную блокчейн-площадку, чтобы размещать там цифровые лоты. Во-вторых, криптовалюту должно признать отечественное законодательство. «Я думаю сейчас, с точки зрения репутации, аукционам невыгодно вести обращение в крипте», — предположила она.
Те же проблемы с виртуальной валютой отмечает и Никита Реплянский:
— На продаже NFT-лотов мы зарабатываем не прямые деньги, а эфиры. В этой криптовалюте всё и остается, я только могу сказать эквивалентную стоимость в долларах на момент покупки. Например, моя самая дорогая работа, Cyber Gothic, ушла за 6,1 эфира, то есть за $12 тыс. Но через несколько дней курс упал и стоимость стала другая.
Пока государство не подготовит нормальную схему обращения с криптовалютой, художник не планирует переводить эфиры в реальные деньги.
Кроме Реплянского, лидерами российского NFT-рынка считаются цифровые художники Эдуард Михайлов и Brickspacer (Степан Христофоров), удачно работают Настя Ибрагимова и Martisha. Появляются авторы и из традиционного арт-рынка, это звезды стрит-арта Миша Мост и Покрас Лампас.
Например, работу Покраса Лампаса (фотографию его росписи на Черкесской ГЭС) приобрел за 16 эфиров ($28,6 тыс.) американец под ником Sylvian.
— Покупателем может стать кто угодно. Часто это криптоанонимы. Галереи тоже приходят, но не за «малышами», а за мировыми звездами, — говорит Никита Реплянский. — Художники и сами покупают работы друг у друга. Кто-то таким образом поддерживает комьюнити, у меня критическая позиция — покупка отражает мой вкус, я покупаю то, что считаю правильным и крутым.
В целом отечественному сегменту всё еще недостает внимания своей же публики. Крупные российские игроки пока не реагируют на уникальные токены (по крайней мере публично). Ольге Дворецкой, которая развивает сообщество художников и коллекционеров, такая позиция кажется неверной:
— Чего стоит зарегистрироваться и закинуть 1,5–2 эфира на кошелек? Займет максимум час. Но этого не происходит. Либо нет криптовалюты и они в эту сторону даже не смотрят, либо не понимают, как выгодно перепродать произведение.
Те, кто всё же коллекционируют NFT-арт, зачастую ведут себя эмоционально и неразборчиво, сетует собеседница. Обычно покупка используется для пиара. Эксперт не исключает, что в скором времени пользователи могут пережить «NFT-зиму», когда многие разочаруются в отрасли, а предприниматели не смогут сбыть купленные по 100 тыс. работы на вторичном рынке.
Так или иначе, есть ряд проектов, которые вряд ли упадут в цене, уверен коллекционер Max Alend. На данный момент он имеет более 50 токенов в различных крупных проектах. Самый редкий экземпляр относится к собранию CryptoPunks. Это культовый набор, появившийся на заре NFT в 2017 году. Проект состоит из 10 тысяч пиксельных изображений панков: кто-то курит трубку, кто-то носит кепку, у кого-то 3D-очки. Чем оригинальней, тем выше стоимость. Средняя цена такого панка за последнюю неделю — 10,3 эфира ($18 тыс.), максимальная цена за всё время — 4200 эфиров ($7,2 млн).
— Сейчас каждый панк стоит состояние, хотя вначале их раздавали чуть ли не бесплатно. Кстати, интересная деталь: пару лет назад я получил криптопанка, но потом утратил доступ к кошельку и все мои данные пропали. Таких утраченных панков примерно 3000. Получается, остается всего 7000 экземпляров, что делает коллекцию еще уникальней, — поделился Max Alend.
Наиболее бюджетный вариант — NBA Top Shop. Пользователь покупает комплект, в котором содержатся 3–5 отрывков спортивной игры. Цена на токен начинается от $9, хотя редкая запись может уйти за $500.
Из оригинальных проектов — Twerky Pepe, или тверкающие лягушки. Они, по словам собеседника, раскупаются как горячие пирожки:
— Десять лягушек уходят за 30 секунд. Бывают по 25 штук — даже минуты не проходит. На предпродаже, когда спрос особенно высок, цены от $400 и выше. Потом на вторичном рынке их можно спокойно перепродать за $800.
Среди других перспективных коллекций — Redlioneye Gazette, Hashmasks, Avastars, EulerBeats. С рейтингом покупок можно ознакомиться на сайте OpenSea.
Кроме кодировки рисованных земноводных и панков в кепках, технологию NFT можно использовать для защиты прав на интеллектуальную собственность. Эксперты предполагают, что уникальный код будет присваиваться блогерским стримам, а онлайн-кинотеатры и радиостанции смогут быстрее получать права на трансляцию фильмов или треков.
Формат NFT уже используется для токенизации активов реального мира, говорит юрист Роман Бузько, партнер компании Buzko Krasnov, работающей по вопросам криптовалюты. На блокчейне токенизированы золото и доллары. Свой код могут получить недвижимость или доли в ООО. В американских штатах Делавэр и Вайоминг уже действует блокчейн для ведения реестра акционеров.
Более того, токенизация может распространиться на привычные объекты физического мира. Как это будет работать, Max Alend попытался объяснить на примере фарфоровой чашки:
— Понятно, что ссылку на предмет дать нельзя. Однако можно сделать его фотографию. А лучше — сделать снимок чашки и в описании к этой NFT прикрепить ссылку видео на YouTube, где ты разбиваешь ее, тем самым демонстрируя, что чашка оцифрована полностью. Хотя ничто не мешает существовать работе и в реальном, и в цифровом мирах.
Мария Немцева