На рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 614271-7 о внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи. Законопроект был внесен в Госдуму 24 декабря 2018 года. 5 февраля 2019 года в рамках предварительного рассмотрения законопроекта опубликовано решение Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Согласно решению, комитет предлагает Совету Государственной Думы включить указанный проект ФЗ в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2019 года (май). А также установить срок представления в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отзывов, предложений и замечаний до 13 марта 2019 года.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, в силу прямого указания Жилищного Кодекса РФ, для размещения оборудования связи на общем имуществе в многоквартирных жилых домах необходимо на общем собрании собственников получить разрешение не менее 2/3 голосов всех собственников помещений. Как отмечается в пояснительной записке, на практике обеспечить присутствие на собрании собственников жилья в количестве, достаточном для исполнения требования закона о принятии решения, практически невозможно. "Поэтому договоры на размещение оборудования связи в жилых домах заключаются с нарушением установленного законодательством порядка, либо вообще не заключаются. Как следствие, операторы связи сталкиваются с препятствиями со стороны лиц, уполномоченных на управление жилым фондом, которые используют непрозрачные схемы согласования размещения оборудования и требуют с операторов связи плату за размещение, за доступ в технические помещения, где размещено оборудование и т.д. Интернет-провайдеры выплачивают управляющим организациям около 2% своей выручки в год", - сказано в документе.
Законопроект закрепляет, что за установку оборудования связи и доступ к нему с оператора связи плата не взимается, поскольку оператор связи в данном случае не использует имущество третьих лиц. В данном случае оборудование устанавливается в целях организации оказания услуг связи одному из собственников квартир, являющемуся одновременно и сособственником объектов общего имущества дома.
"При установке телекоммуникационного оборудования непосредственного пользования имуществом в многоквартирном доме оператором связи не происходит, поскольку данное оборудование размещается исключительно для оказания услуг связи жителям данного дома. Оператор связи не может рассматриваться как пользователь общих помещений в многоквартирном доме, поскольку он лишь предоставляет гражданам в пользование телекоммуникационное оборудование (средство связи) с целью оказания услуги связи", - говорится в пояснительной записке.
Кроме того, законопроект предусматривает специальное основание для размещения оборудования в жилом доме – выданные технические условия размещения оборудования связи на объектах общей собственности жилого дома. Для этого необходимо закрепить право оператора связи получить у лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, условия размещения оборудования связи.
Помимо этого, законопроект регламентирует порядок взаимодействия оператора связи и лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, по ряду правовых отношений: выдача оператору условий размещения оборудования осуществляется на основании заявления оператора. Оператор, в свою очередь, должен предоставить схемы размещения сетей и средств электросвязи в данном жилом доме. Также законопроектом закрепляется исчерпывающий перечнь оснований для отказа оператору связи в выдаче условий размещения оборудования, предусматривается введение контроля за соблюдением порядка взаимодействия лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, и оператора связи со стороны органа государственного жилищного надзора. При этом, сохраняется право собственников отказать оператору в размещении оборудования путем проведения общего собрания.
Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко считает, что принятие закона может сильно затянуться. По его мнению, для того, чтобы этот законопроект не потерялся в коридорах власти, его необходимо лоббировать. "Но там назначен соисполнитель - Комитет во главе с Крашенинниковым. В Комитете по государственному строительству и законодательству сильные юристы. Полагаю, они будут придираться к букве, особенно к послаблениям для сетей, построившихся до вступления будущего законопроекта в действие. Комитет не будет лоббировать интересы ЖКХ, но будет разбираться, можно ли операторам связи, построившим ранее сети продолжать их размещать без договора с собственниками", - считает генеральный директор "ОрдерКома".
При этом, Дмитрий Галушко согласен с приведенными данными, что интернет-провайдеры выплачивают управляющим организациям около 2% своей выручки в год. "Процент примерно такой. Операторам необходима взвешенная юридическая оценка законодательства, действующего до введения в действие ЖК РФ (1.3.2005) с учетом принципа "закон не имеет обратной силы", - говорит он.
Напомним, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) в декабре 2018 г. в очередной раз выступило с инициативой внести изменения в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты РФ, касающиеся создания недискриминационных равных условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов. Тогда на федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минкомсвязи опубликовало уведомление о разработке соответствующего проекта федерального закона. Причем предполагалось, что он будет принят в декабре 2018 года.
Юлия Мельникова