Западным ИТ-компаниям обещают жесткое приземление

В Гос­ду­му вне­сут за­коноп­ро­ект, ко­торый обя­жет за­рубеж­ные ин­тернет-ком­па­нии с ежед­невной а­уди­торией от 500 тыс. че­ловек от­кры­вать в Рос­сии офи­ци­аль­ные пред­ста­витель­ства. Об этом в лич­ном Telegram-ка­нале со­об­щил де­путат от пар­тии "Еди­ная Рос­сия" Алек­сандр Хин­штейн. За от­каз от­кры­вать офи­сы в стра­не гло­баль­ным ком­па­ниям гро­зят зап­ре­тить рек­ла­му, пе­рек­рыть пос­тупле­ние пла­тежей от рек­ла­мода­телей. Ана­лити­ки го­ворят, что по­тери та­ких до­ходов в Рос­сии ми­ровые ИТ-ги­ган­ты мо­гут и не по­чувс­тво­вать.

По словам Александра Хинштейна (на фото), законопроект о "приземлении" иностранных компаний в России установит новые правила игры для их деятельности в стране. "К сожалению, многие из ИТ-гигантов откровенно злоупотребляют своим монопольным положением, нарушая требования нашего законодательства. В первую очередь это касается распространения наиболее общественно-опасной информации: детская порнография, суицид, наркотики, пропаганда терроризма и экстремизма, - высказался депутат. - При этом - предъявить нарушителям претензии практически невозможно. IT-гиганты не имеют в России своих представительств и в лучшем случае - создают "дочки", которые не несут никакой ответственности за действия и политику головных холдингов".

Чтобы иностранные ИТ-компании соблюдали требования, государство, со слов Хинштейна, введет для них новые меры принуждения. Кроме штрафов и блокировок Google, Facebook, Twitter, Instagram и другим глобальным игрокам, власти планируют в будущем еще и информировать пользователей интернет-ресурсов о нарушении российского законодательства, запрещать им распространять рекламу и получать денежные переводы, а также не разрешать компаниям собирать и передавать персональные данные по своим каналам.

"Важно, что все эти меры - никоим образом не ущемляют интересы российских пользователей, не нарушают возможности работать с ресурсом, но создают экономические стимулы для соблюдения IT-гигантами нашего законодательства. Мы не изобретаем велосипеда. Сегодня - в ряде стран уже введены жесткие меры по "приземлению" международных компаний на своих территориях. Пример той же Турции наглядно показывает, насколько эффективной может быть политика защиты цифрового суверенитета", - написал в Telegram Александр Хинштейн.

Мировой рынок интернет-рекламы составляет около $400 млрд долларов, российский – около 250 млрд руб, или 3,3 млрд по нынешнему курсу, и это менее 1% глобального рекламного потока, говорит аналитик инвестиционной компании "Фридом Финанс" Валерий Емельянов. Можно сказать, уверен аналитик, что крупные международные компании не заметят, что Россия приняла против них какие-либо меры. Те, кто смогут дистанцироваться и для кого российская аудитория важна, например, Telegram, в случае принятия новых инициатив продолжат работать по привычной им схеме. Игровые сервисы вроде Steam и World of Tanks, по его словам, найдут возможности формально исполнить новые требования. К примеру, у World of Tanks такой офис в Москве уже есть.

По мнению аналитика инвестиционной компании "Финам" Леонида Делицына, Россия всегда приблизительно находится в середине всевозможных рейтингов, связанных с ИТ. С точки зрения заработка на рекламе, специалист называет цифру приблизительно в 2%. "В период быстрого роста рынка более чем на 10% в год эти два процента вовсе не были бы важны. Сейчас они имеют некоторое значение, но есть крупные рынки, где рост все еще очень быстрый", - наблюдает Леонид Делицын.

Опрошенные специалисты считают, что новые требования пока довольно абстрактны, а наказание виртуально. "Сложно представить, как могут власти повлиять на тот же Google и YouTube, кроме как заблокировать по примеру Китая. Я не верю, что это произойдет, поскольку это будет крайне непопулярная мера среди самих россиян, да и политический момент для такого обострения полностью отсутствует", - высказался представитель "Фридом Финанс".

Владелец юридической компании "Катков и партнеры" Павел Катков говорит, что риски "приземления" давно висели над зарубежными интернет-компаниями, которые работают в России. Виной тому сложность исполнения судебных решений за рубежом. "Что может российский суд? Выписать штраф, принять решение о блокировке. Но если блокировку еще как-то можно реализовать, то решение суда о взыскании штрафа - практически нет, ведь у этих компаний нет имущества на территории РФ, - объясняет Павел Катков. - Поэтому уже довольно давно раздавались голоса о том, что интернет-компании обязаны иметь представитель в России, и вот этот день настал. Удастся ли приземлить таким способом гигантов вроде YouTube и Facebook, не понятно, но довести их до блокировки на территории нашей страны - легко".

Законопроект, как сообщил Александр Хинштейн, внесут в Госдуму в ближайшее время.

Напомним, ранее президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 августа этого года разработать дополнительные требования к зарубежным интернет-компаниям, в том числе в части обязанности открывать представительства в России.

Анас­та­сия Сам­со­нова

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: регулирование