Крупнейшие российские банки активно переводят офисы на зеленую энергию. В Сбербанке уже 27 крупных объектов обеспечиваются электричеством из возобновляемых источников. В 2022 году компания переключит на них еще 19 объектов в регионах и восемь в Москве. Энергию планируется использовать из ветра, солнечных батарей и воды, рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. По его словам, к 2023 году банк намерен снизить косвенные выбросы в результате производства потребленной компанией электроэнергии и тепла на 15%.
В Райффайзенбанке уже перевели два крупных офиса в Москве, на которые приходится треть всей потребляемой компанией энергии в стране, на ветроэлектростанцию. Такая энергия стоит дороже, однако дополнительные операционные расходы на ее покупку не превысят 2% в год от прежней суммы, рассказал руководитель административно-хозяйственного управления компании Ренат Лотфуллин. По его словам, это не повлияет на цены финансовых продуктов для клиентов. Такой переход позволит сократить около 25% косвенных выбросов парниковых газов банка и уменьшить углеродный след.
В пилотном режиме перевести офисы банков на зеленую электроэнергию в 2022 году планируют в МКБ и крымском РНКБ. В первом в качестве источника выбрали малую гидроэнергетику и не ожидают значительного роста расходов по сравнению с нынешними затратами. Кроме того, их возможно компенсировать за счет более дешевого внешнего фондирования и увеличения спектра ESG-услуг для клиентов банка, сообщила первый вице-президент Московского кредитного банка Юлия Титова.
В РНКБ намерены использовать энергию из солнечных батарей, установленных на крышах отделений. В банке уже выбрали несколько пилотных офисов и планируют перейти на частичное обеспечение зеленой энергией в IV квартале 2022-го. В долгосрочной перспективе использование альтернативной энергии положительно отразится и на компании, и на окружающей среде, отметили в пресс-службе.
В ВТБ рассматривают поставки низкоуглеродной электроэнергии, а сейчас для снижения выбросов вводят новые форматы отделений с более эффективным расходованием ресурсов.
В ЦБ положительно оценили инициативы банков по переходу на зеленую энергию, особенно учитывая взятые Россией обязательства по достижению углеродной нейтральности. При этом там не ожидают, что это может стать значимым фактором удорожания финансовых продуктов и повышения ставок.
Многие банки сейчас разрабатывают свои ESG-стратегии, то есть планы по улучшению экологического, социального и корпоративного управления, в которых учитываются современные «зеленые» инициативы, в том числе в части использования энергии, рассказала вице-президент Ассоциации банков России Яна Епифанова. По ее словам, такая цель не требует масштабных средств — например, сделка Сбербанка по переходу на зеленую энергию, покрывающую 18% потребности банка, оценивается в 6–16 млн рублей. При этом наличие зеленого сертификата позволяет компании позиционировать себя как организацию с низким углеродным следом и получать более высокие ESG-оценки, что приводит к росту привлекательности для иностранных инвесторов. Кроме того, энергия становится всё более доступной: за последние 10 лет стоимость оборудования для солнечных и ветряных электростанций снизилась на 60 и 40% соответственно.
Такой переход в первую очередь приносит репутационный эффект. Сейчас не все банки видят преимущества использования альтернативных источников энергии, однако если не предпринять меры сейчас, в дальнейшем компания может приобрести неблагоприятный имидж, что скажется на ее стоимости, уверена Яна Епифанова.
Неверно говорить о том, что расходы банков на переход на зеленую электроэнергию могут покрываться за счет повышения процентных ставок на продукты, считает директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. Подобные проекты финансируются не за счет отдельной статьи доходов, а от совокупности получаемой ими прибыли, добавил он. Оценить среднюю сумму их стоимости проблематично из-за расположения офисов и масштабов деятельности организаций, признался эксперт: к тому же такие детали не раскрываются в их отчетах.
«Зеленые» инициативы рассчитаны в первую очередь на позиционирование банков среди клиентов, подчеркнул руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG Игорь Коротецкий. Однако розничные клиенты банков РФ сегодня все-таки при принятии решения руководствуются соотношением цены и качества, знает эксперт. Поэтому подобные начинания — это скорее задел на будущее, попытки встроиться в общий тренд и, возможно, механизм достижения неких внутренних целей, пояснил он.
По словам Игоря Коротецкого, помимо целей внедрения практик «зеленого» офиса и снижения собственного углеродного следа, такие шаги могут быть направлены на привлечение внешнего финансирования за счет улучшения ESG-рейтинга. Но банки могут эффективнее поддерживать устойчивое развитие, принимая различные внутренние политики, связанные с окраской портфеля и оценкой ESG-рисков контрагентов, указал он. Этот шаг перспективнее с точки зрения воздействия на климат, подытожил Игорь Коротецкий. К тому же именно в этом направлении двигаются регуляторы в различных странах, разрабатывая механизмы, которые будут стимулировать организации внедрять подобные практики, заметил он.
Мария Колобова