Издание «Коммерсант» делится информацией о том, что уже в ноябре в российских розничных сетях электроники могут появиться ноутбуки F+ Flaptop, разработанные компанией «Ф-Плюс Мобайл» (проект ГК «Марвел-Дистрибуции»). По словам представителя вендора, эти устройства предназначаются для массового покупателя, а их стоимость составит 40-60 тыс рублей. Первая партия, вероятно, планируется в качестве тестовой: она будет произведена в Китае. По результатам продаж, скорее всего, компания будет рассчитывать стратегию сборки этих ноутбуков на российских производственных мощностях – локализация запустится в 2023 году.
F+ tech известен как российский производитель инфраструктурного аппаратного обеспечения: серверов, СХД, сетевого оборудования, а также оргтехники. Компания собирает его на собственных и контрактных площадках в России. С 2020 года под брендом F+ начали выпускаться мобильные телефоны: сначала кнопочные, затем смартфоны на Android. Сейчас в продуктовом портфеле F+ tech присутствует и модель смартфона под управлением российской мобильной ОС «Аврора». Правда, компания реализует смартфоны и планшеты преимущественно для корпоративных заказчиков. Кнопочные же телефоны в большом ассортименте представлены в ритейлерах типа «М.Видео».
Собственная производственная площадка для сборки ноутбуков находится в стадии проектирования – рассказали в «Марвел-Дистрибуции». При этом компания продолжает расширять сотрудничество с отечественными подрядчиками. У «Ф-Плюс Мобайл» амбициозные планы: завершить локализацию Flaptop и по итогу 2023 года в России и по итогам 2023 года получить долю 20% на российском рынке ноутбуков.
Расширение локализованного производства электроники в России отечественными вендорами – безусловно важный тренд. До начала 2020-х годов российские ИТ-компании занимались в основном ноутбуками по схеме ODM (Original Design Manufacturer) – устройствами, выпущенными в Китае или Тайване, на которых из российского присутствовал только шильдик. Это было, как правило, мелкосерийное контрактное производство для корпоративных клиентов или госсектора.
Одним из первых производственную площадку в России, выпускающую широкий спектр оборудования (правда, ноутбуков пока в продуктовом портфеле нет) под собственным брендом Nerpa, открыл другой дистрибьютор – OCS Distribution. Собственную линию по производству ноутбуков-трансформеров на новом заводе в Твери недавно анонсировал «Аквариус» – но это оборудование пока не предназначается для потребительского сектора. Интересным решением с российскими корнями станет ноутбук Bitblaze на процессорах «Эльбрус» и Baikal, который, возможно, появится в рознице в 2023 году.
Некоторые эксперты считают, что чисто экономической выгоды в локализации ноутбуков российские производители не получат – скорее речь идет о нейтрализации рисков от вторичных санкций, которые потенциально могут идти от их зарубежных партнеров. С другой стороны, если оборудование собрано в России, оно считается «более отечественным», чем продукция китайской сборки – и может успешнее конкурировать в тендерах, даже если комплектующие останутся азиатскими или полученными путем параллельного импорта.
«До 2022 года многие зарубежные компании, не только вендоры ПК, открывали в России собственные производственные площадки. Для этого в стране было достаточно сборочных цехов и недорогих специалистов, которые могли без какого-то серьезного обучения освоить необходимые технологические процессы. По сути речь о финальном этапе производства, когда нужно из поставленных готовых комплектующих собрать по четкой инструкции изделие. Для российских ИТ-компаний организовать такое же производство нетрудно. Сложнее будет наладить реализацию этой продукции на массовом рынке и логистику, обеспечить конечным клиентам необходимый уровень поддержки. У крупных дистрибьюторов такой опыт есть, в этом их преимущество», – говорит аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.