Жилье-мое. Airbnb и Booking замораживают бизнес в России

Компании Airbnb и Booking, сервисы по подбору отелей и жилья для краткосрочной аренды, приняли решения временно прекратить показывать объекты из России. Альтернативные варианты бронирования в России есть, а убытки от потери туристов в первую очередь грозят тем отелям, которые делали ставку на зарубежных клиентов – убеждены некоторые эксперты.

Гендиректор компании Airbnb Брайан Чески (Brian Chesky) сообщил об этом посредством Twitter-аккаунта так: «Мы приостанавливаем все операции в России и Белоруссии».

При этом на сайте Airbnb размещен большой баннер с просьбой оказать помощь в размещении 100 000 беженцев из Украины. Разместить беженцев сайт предлагает со скидкой или на условиях краткосрочного бесплатного размещения, до 14 дней Airbnb готов софинансировать подобные акты благотворительности. По заявлению сайта, к каждому беженцу приставляется социальный работник, который за это время может помочь ему найти альтернативное жилье.

К слову, начало гуманитарному движение на сайте Airbnb было положено задолго до текущего конфликта – в 2012 году, когда одна из хозяек жилья по имени Шелл предложила помощь пострадавшим от урагана «Сэнди». С этого момента сайт регулярно помогает желающим оказывать помощь беженцам, пострадавшим от стихийных бедствий, военных действий и других ситуаций. В фонд помощи беженцам привлечено более 4 000 спонсоров, а также хозяев жилья, готовых поселить у себя нуждающихся людей из других стран по сниженной цене или безвозмездно.

 

 

Американская компания Airbnb работает на рынке бронирования недвижимости с 2008 года и предлагает варианты размещения в 191 стране мира.

Следом за Airbnb Россию временно решил покинуть и Booking, голландский туристический сервис, существующий с 1996 года. Хотя буквально до 4 марта компания не делала никаких заявлений по этой теме. Однако уже днем 4 марта и на сайте, и в мобильном приложении Booking исчезла возможность бронирования жилья на территориях России и Белоруссии. Проблемы с оплатой при бронировании начались незадолго до 4 марта – при попытке оплатить бронь картами российских банков, появлялось сообщение об ошибке. Тем не менее, была возможность произвести предварительное бронирование жилья с оплатой на ресепшене отеля.

Тем не менее, представители туристического бизнеса в России, работавшие в сервисом, сообщают, что ситуация меняется «буквально каждый час»: так, по словам управляющего сети мини-отелей и гостевых домов Дарьи Ковалевской, давшей интервью изданию TOURDOM.RU, утром 4 марта была возможна только бронь отелей с оплатой при заселении, при этом владельцы Booking пообещали рассчитаться за мартовские и февральские бронирования, что было возможно, поскольку банк, которым пользуется сеть отелей, не попал под санкции. Позже ее коллеги получили форму от Booking, которая все же позволит принимать бронирования с сайта после того, как она будет рассмотрена владельцами сервиса.

В качестве альтернативы этим двум сервисам, если ситуация с приостановками их деятельности в России затянется надолго, в России существуют аналогичные сайты Ostrovok, Bronevik,  Суточно.ру, возможность поиска частного жилья для аренды посуточно предлагают также сайты cian.ru, avito.ru. Правда, масштабы их деятельности до сегодняшнего момента были ничтожно малы по сравнению с Airbnb и Booking.

Эксперты, впрочем, не видят особых поводов для беспокойства, так как уход указанных сервисов с российского рынка дает возможности для использования альтернативных методов привлечения клиентов: развитие собственных ресурсов отелей для бронирования, а также размещения контекстной рекламы. Кроме того, условия договора с Booking были таковы, что отели не имели возможности понижать цены на услуги после размещения их на сервисе, ни в случае специальных приложений, ни при оплате напрямую, что также мешало выстраивать удобные схемы для привлечения клиентов.

Сильнее всего, по оценке специалистов, пострадают в данной ситуации отели, сильнее завязанные на прием иностранных туристов, делавшие ставку на размещение рекламы на иностранных сервисах. С момента перекрытия воздушных границ и рекомендаций ЕС и США гражданам воздержаться от посещения России и Беларуссии, сервисы онлайн бронирования для иностранных граждан окажутся невостребованными. Остальным отелям, сотрудничающим с временно покидающими Россию сервисами, останется только разобраться с текущими оплатами.

Самим компаниям уход с российского рынка тоже принесет существенный финансовый дискомфорт. Например, несмотря на то, что сам Booking оценивает занимаемую им долю российского рынка в 12-13% (по состоянию на 2020 год), российские туроператоры считают, что эта доля значительно выше - до 70%. Кроме того, длительное время большая часть прибыли Booking шла на оплату расходов по рекламе и раскрутке сервиса, только за один последний квартал 2018 года компания израсходовала на маркетинговые услуги $1,3 млрд.

Потери компаний происходят и на фондовом рынке. Так, по информации аналитиков Финам, стоимость акций Airbnb после заявления о приостановке работы в России моментально понизилась на 6,7%.

За последнюю неделю бизнес на территории России приостановили такие компании, как Apple, Cisco, Intel, Samsung и многие другие. На ICT-Online.ru опубликован материал о том, какие компании уходят из России.

 

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: веб-сервис, Новости Спецоперация на Украине, Санкции в ИТ сфере