Переход на «удаленку», естественно, затронул и образовательные организации по всему миру, которые были вынуждены закрыть свои двери для учащихся на неопределенное время.
Исключением не стал и Казахстан, где с 1 апреля начались онлайн-занятия в школах. В большинстве учебных заведений использовался сервис для видеоконференций Zoom. Однако по итогам нескольких дней подобных удаленных занятий казахстанские чиновники пришли к выводу, что Zoom не справляется с нагрузкой, а педагогам порекомендовали проводить в онлайн-режиме лишь часть уроков.
Несмотря на то, что более 70% учеников казахстанских школ смогли включиться в онлайн-учебу, что было видно по статистики использования системы национальных онлайн-дневников Kundelik, многие из них испытали трудности с подключением и работой сервиса Zoom. То есть, как отметили представители Минобрнауки Казахстана, не может идти речи об одновременном онлайн-обучении всех школьников.
Чтобы хоть как-то уменьшить нагрузку на сервис Zoom, чиновники предложили разделить обучение на смены. Так, например, с утра и до обеда проходить онлайн-обучение будут ученики 1-9 классов, после обеда – школьники 10-11 классов, студенты вузов и учащиеся колледжей.
Однако точку в данном вопросе поставил министр образования страны Асхат Аймагамбетов, который 4 апреля заявил о полной остановке обучения в онлайн-режиме с помощью различных стриминговых видеосервисов, включая Zoom. По его словам, данные приложения не справляются с нагрузкой и имеют проблемы с безопасностью, которые могут затрагивать личные данные пользователей. Напомним, что ряд видеозаписей приватного содержания из сервиса Zoom попал в открытый доступ на Yotube после того, как злоумышленники сумели воспользоваться уязвимостью в системе безопасности приложения.
О том, что сервис испытывает большое количество проблем, как сообщает zakon.kz (https://www.zakon.kz/5015249-servis-zoom-ne-vyderzhal-nagruzki-iz-za.html) заявил и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Аскар Жумагалиев: "...эта система не смогла нормально функционировать, когда большое количество запросов было от учеников, учителей. Система упала. Это западная система. Поэтому мы совместно с Министерством науки и образования <работаем> с тем, чтобы дистанционное обучение прошло в нормальных условиях".
Для 2,5 миллионов школьников власти Казахстана задействуют альтернативную схему дистанционного обучения, которая будет основана на теле- и радиовещании, а также использовании интернета и электронной почты.
Напомним, что ранее сервис видеоконференций оказался в центре скандала, связанного с размещением на видеохостингах Youtube и Vimeo частных видеозвонков Zoom. Причем на многих записях можно идентифицировать личность участников конференций. Стоит отметить, что в Zoom имеется возможность записи трансляции, но при этом все участники звонка получают соответствующее уведомление. Однако многие из людей, чью личность удалось установить, так и не смогли объяснить, как записи видеозвонков с их участием появились в интернете. Очевидно, злоумышленники нашли уязвимость в программном обеспечении Zoom, которая дает доступ к трансляциям и возможность их скрыто записывать. В настоящее время специалисты сервиса изучают проблему и планируют в ближайшее время обновить ПО, чтобы исключить возможность постороннего доступа к конференциям.
После публикации записей частных видеозвонков Zoom на публичных видеохостингах, в ряде стран по всему миру использование данного сервиса для образовательных и государственных нужд было запрещено. В частности, власти Сингапура запретили использовать Zoom для школьных занятий.
Что касается нашей страны, то, на фоне данных проблем, Министерство просвещения РФ и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ решили создать его отечественный аналог. Как отметили в Минкомсвязи, в настоящее время идет разработка продукта «Цифровая образовательная среда», куда войдет и российский сервис видеотрансляций, который, по мнению чиновников, будет намного устойчивее и стабильнее в плане нагрузок, а также более безопаснее, чем зарубежные аналоги.