Зрители не видят разницы между контентом, изначально снятым в 4K и адаптированным к этому формату, говорится в исследовании «Ромира». 4K — стандарт изображения, примерно соответствующий 4 тыс. пикселей по горизонтали, что, например, в четыре раза выше, чем у разрешения Full HD. В декабре «Ромир» провел 300 интервью для сравнения форматов 4K native (то есть изначально снятый в 4K контент) и 4К upscaled (растянутый до разрешения 4K с помощью технических средств). Опрошенным показывали на телеэкране фрагменты двух видеороликов и спрашивали о восприятии различных параметров видео, включая его качество, четкость, реалистичность, насыщенность, яркость и контрастность. В итоге зрители практически не заметили разницы между форматами.
При этом спрос на 4K-контент сейчас значительно превышает предложение, отмечает директор по развитию бизнеса, партнерств и платной модели онлайн-кинотеатра ivi Ирина Грандель: продается много телевизоров с поддержкой 4K, но снимать контент в этом стандарте начали недавно, то есть киноновинки станут доступными в 4K native только через несколько лет. Поэтому видеосервисам и производителям ТВ приходится самостоятельно переформатировать контент из формата Full HD в 4K. Так, на ivi доступно более 200 единиц контента в формате 4K, и половина из них — upscaled.
Размещать 4К upscaled согласны не все видеосервисы.
Это самое настоящее искажение первоначальной картинки, когда формально увеличивается количество пикселей, но при этом не улучшается качество»,— категоричен директор по продукту онлайн-кинотеатра Okko Игорь Соколов.
В Okko представлен только 4К native, потому что сервису важно «доносить кино до зрителя таким, каким его снял режиссер, не искажая его», настаивает он. При этом в Okko также подтверждают, что популярность 4К растет: раньше видео в этом формате предоставляли только прогрессивные и экспериментирующие студии, а сейчас их снимают практически все ведущие производители. Продажи контента в 4К сравнимы с продажами фильмов обычного качества, уточняют в Okko. Хотя российских фильмов в 4K пока нет, в Okko ожидают, что в 2019–2020 годах тенденция снимать в таком качестве доберется и до отечественных кинематографистов.
Среди российских кинозалов 4K-проекторами пока оснащены только 150–160 из практически 5 тыс., оценивает гендиректор «Невафильма» Олег Березин. При этом на глаз отличить формат действительно крайне сложно, особенно если смотреть фильм не в первом ряду, так что цены на билеты на фильмы в форматах 4K и, например, 2K не отличаются, хотя производство первых значительно дороже, рассуждает господин Березин, именно поэтому российские студии практически и не снимают контент в 4K. С другой стороны, в последнее время технологии производства дешевеют, развиваются онлайн-видеосервисы, а на 4K-телевизорах в отличие от киноэкранов преимущества формата все же заметны, полагает эксперт, не исключая, что студии скоро начнут снимать больше фильмов в 4K.
Производители телевизоров также подтверждают спрос на формат 4K.
Так, доля 4K-телевизоров в общих продажах Samsung Electronics ежегодно увеличивается примерно на 50%, сообщили в компании, в России и СНГ на такие телевизоры уже приходится почти половина продаж в денежном выражении. В телевизорах Samsung применяются алгоритмы улучшения качества изображения, говорит руководитель продуктового направления «ТВ-Аудио» Samsung Electronics Дмитрий Курапов. В зависимости от условий тестирования контент, улучшенный до разрешения 4K, действительно может восприниматься зрителями максимально близко по качеству к оригинальному 4K, подтверждает он данные «Ромира».
У бренда Hisense в России доля продаж телевизоров с поддержкой 4К составляет около 70% в денежном выражении и превышает 50% в штучном, говорит вице-президент по продажам и маркетингу Hisense в России Антон Харин. У Hisense технология UHD upscale, которая позволяет автоматически улучшать качество изображения, также встроена в сами телевизоры.
Елизавета Макарова