Редакция "КИ" неоднократно публиковала статьи и интервью о процессе разработки РЦП "Электронная Ленинградская область", а также о проблемах информатизации органов госвласти и путях их решения (см.: "КИ" № 14/2002, № 17/2002, № 2/2003, № 21/2003). Теперь, когда РЦП вступила в стадию реализации, редакция "КИ" обратилась в Комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области с просьбой подробнее представить те информационные системы, которые будут созданы для органов государственной власти в Ленинградской области, и их взаимодействие с предприятиями, организациями.
Название РЦП "Электронная Ленинградская область" - это устоявшееся название для обозначения новой технологии в методах и средствах управления регионом, территорией. Оно означает технологическую основу управления, не подменяя и не заменяя при этом электроникой органы власти.
Разработка региональной целевой программы (РЦП) "Электронная Ленинградская область на период 2003-2007 гг." началась в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области № 20 от 13 марта 2002 г. С самого начала ее предложения тесно увязывались с Федеральной целевой программой "Электронная Россия". Затем РЦП "Электронная Ленинградская область" была утверждена областным законом № 64-ОЗ от 6 августа 2003 года.
По своему содержанию РЦП "Электронная Ленинградская область" является сводной координирующей программой в сфере информационных технологий. Она ориентирована на взаимодействие органов власти:
- с населением Ленинградской области;
- с бизнесом Ленинградской области;
- с общественными организациями и объединениями.
В рамках создания ИС социальной сферы основное внимание будет сосредоточено на следующих работах:
- Создание АИС "ГРН Ленинградской области";
- Продолжение создания АИС ЖКХ;
- Создание информационных систем учреждений культуры;
- Создание АИС в сфере медицинского обслуживания (система мониторинга здоровья населения, мониторинга экологической обстановки, социально-гигиенического контроля и система "телемедицина");
- и другие системы.
В рамках создания АИС в сфере экономики запланированы следующие работы:
- Создание системы мониторинга социально-экономического развития Ленинградской области;
- Создание системы электронной торговли Ленинградской области;
- Создание системы госзакупок;
- Размещение на портале Ленинградской области информации о социально-экономическом, научно-техническом и культурном развитии Ленинградской области, инвестиционной привлекательности Ленинградской области и ее экспортном потенциале.
В рамках АИС в сфере обучения информационным технологиям должна быть разработана и реализована система дистанционного обучения информационным технологиям, используемым в органах государственной власти Ленинградской области.
Решение задач по внедрению информационных технологий в интересах непосредственно органов государственной власти, таких как:
- создание систем делопроизводства и документооборота.
- систем управления кадровым составом государственных служащих.
- систем аналитической поддержки принятия управленческих решений и др.
предусматривается в рамках разрабатываемой целевой программы "ИТКС органов государственной власти Ленинградской области на период 2004-2007 гг.".
Целью программы "Развитие информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти Ленинградской области на 2004-2007 гг." является создание условий для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления ЛО на основе внедрения и широкого использования современных информационных и телекоммуникационных технологий; учета, создания и интеграции информационных ресурсов ЛО и обеспечения доступа к ним.
В рамках программы запланировано:
- Создание областных информационных систем и информационных систем отраслевых подразделений Правительства ЛО.
- Создание систем организационной поддержки работы органов государственной власти ЛО.
- Обеспечение жизнедеятельности территорий.
С учетом требований по защите данных в рамках программы будет осуществляться создание и развитие систем информационной безопасности (продолжение работ по созданию электронной системы ЭЦП, внедрение средств и систем информационной безопасности в ИС Правительства ЛО и ИС его подразделений, защита сети Интернет и др.). Стоит также отметить важность создания нормативно-правового обеспечения деятельности ОГВ ЛО (разработка комплекса нормативно-правовых актов ЛО по обеспечению реализации Программы, внедрение систем обеспечения доступа к информации на основе Интернет/Интранет-технологий, регламенты и инструкции).
Реализация Программы даст как экономический, так и социальный эффект:
- Создание условий для повышения производительности труда госслужащих на всех уровнях управления . Использование информационных систем и технологий в задачах выработки и принятия управленческих решений, по оценкам, позволяет повысить их эффективность на 5-10 %).
- Создание возможностей принятия управленческих решений на основе углубленного информационного анализа.
- Повышение достоверности, оперативности получения и обработки информации.
- Обеспечение доступа к информационным ресурсам органов местного, регионального, федерального управления, а также к международным информационным ресурсам.
По итогам совместного конкурса Министерства экономического развития и торговли и Министерства по связи и информатизации по созданию информационных систем поддержки принятия управленческих решений в рамках ФЦП "Электронная Россия" были отмечены как перспективные направления:
- администрация муниципального образования Город Сосновый Бор Ленинградской области - проект "Регистр населения г. Сосновый Бор Ленобласти (муниципальный уровень).
- комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области - проект "Создание региональной системы мониторинга и управления обстановкой в Ленинградской области на основе территориально распределенной сети информационно-аналитических центров, дежурно-диспетчерских служб и ситуационного центра Губернатора Ленобласти".