WineBrowser (@winebrowser) – уникальный на российском рынке телеграм-сервис по поиску алкогольных напитков (вина). Загрузив в чат-бот известную ему информацию о продукте (фото этикетки или бутылки, название), пользователь в автоматическом режиме получает информацию о том, где и по какой цене его можно приобрести. Учредители проекта родом из Санкт-Петербурга.
MCN Telecom – оператор фиксированной телефонии и виртуальный оператор мобильной связи (MVNO), разработчик цифровых решений для бизнеса. На российском рынке телекоммуникаций – с 2000 года, также предоставляет услуги связи в Венгрии, Германии, Словакии и Австрии. Головной офис компании расположен в Москве.
Последствия пандемии создают у организаций розничной торговли новые приоритеты ведения бизнеса: онлайн-каналы продаж становятся всё популярнее, но в то же время конкуренция на рынке e-commerce постоянно растет. Чтобы оставаться конкурентоспособными и увеличить прибыль, компаниям необходимо создавать новые, привлекательные для пользователей сервисы.
Для организаций, торгующих алкогольной продукцией, существуют дополнительные ограничения в сфере маркетинга: запрет на прямую рекламу алкоголя в Интернете. В связи с этим традиционные способы продвижения проекта в Сети для учредителей проекта WineBrowser были не оправданны: они потребовали бы больших затрат при низкой эффективности. В связи с этим было решено использовать новый подход: телеграм-бота с функционалом поисковика вин.
Целью проекта стало создание телеграм-бота по поиску продукции согласно загруженным пользователем данным – чаще всего это фотография бутылки вина. Требовался бот, с которым можно было максимально легко взаимодействовать и заказчикам, и менеджерам WineBrowser. Алгоритм распознает название вина, и если оно есть в продаже в России, пользователь указывает необходимое количество и автоматически получает информацию о стоимости доступных магазинах, схемах проезда к ним и возможности доставки. Если же вина данной марки нет в продаже у российских поставщиков, команда сомелье WineBrowser подбирает альтернативный вариант. Кроме того, доступна отдельная опция подбора алкогольной продукции для организаторов мероприятий.
Чат-бот должен был поддерживать следующую функциональность: автоматизация диалогов с пользователем; возможность менеджера в любой момент перевести диалог с клиентом на себя; удобный поиск вина по поставщикам и настройка быстрой коммуникации с ними; автоматическое напоминание в случае, если сделка не меняет статус в течение двух суток. Кроме того, система должна была интегрироваться с базами данных WineBrowser: CRM-системой (статусы сделок, переписка с клиентами, их контактные данные и т. д.) и учетными данными от поставщиков (количество доступного алкоголя, адреса магазинов, формат их работы).
На первом этапе проекта специалисты MCN Telecom на собственной программной платформе оператора продумали и разметили сценарий действий бота. Был проработан алгоритм для каждого этапа взаимодействия с клиентом: что именно бот спрашивает у клиента, как обрабатывает загруженные данные, куда их направляет, что отвечает, в каких случаях необходимо участие менеджера.
Следующим этапом стал выбор CRM-системы. Для автоматизации базы данных и интеграции с ней была выбрано решение Битрикс24 с возможностью обращения к нему по API. При взаимодействии с чат-ботом в CRM автоматически отображаются данные нового клиента, изображение вина по запросу, любые уточнения, переписка с клиентом, статус сделки с указанием всех изменений, информация о закрытии сделки. Менеджеры WineBrowser могут отслеживать каждую сделку и связываться с поставщиками. В свою очередь, как только сделка приобретает статус «Готово к выдаче», пользователь в чат-боте получает уведомление о готовности заказа.
Для пользователей был реализован отдельный чат в Telegram, куда через Chat ID приходят все заявки к боту. В чат были добавлены представители большинства российских компаний-поставщиков для ускорения и упрощения поиска вина по всем возможным базам в пределах страны.
Последним этапом проекта стало подключение рассылок клиентам – с новостями проекта и информацией об актуальных акциях. Это стало возможным благодаря тому, что в CRM-системе сохраняются все данные о клиентах.
Специалистам MCN Telecom удалось реализовать проект за шесть месяцев, с учетом доработок по пожеланиям заказчика. В данный момент продолжается тестирование сервиса: сегодня через телеграм ежедневно поступает 2-3 заказа на сумму каждого из них от 2 до 10 тысяч рублей. Каждую неделю появляется хотя бы один заказ на сумму от 40 тысяч рублей. В преддверие праздников стабильно появляются крупные заказы от 50 до 200 тысяч рублей.
За четыре месяца работы чат-бота команде WineBrowser удалось выйти на чистую прибыль. Автоматизация контактов с клиентами позволила разгрузить менеджеров, а подключение рассылок помогло дополнительно увеличить объем продаж.