Мы работаем на рынке средств резервного копирования (СРК) и инфраструктурного ПО в целом. Доля использования иностранных продуктов среди наших до сих пор высока, спрос на совместимость наших продуктов с зарубежной инфраструктурой по-прежнему существует. В то же время мы видим, что российские компании действительно всерьез занялись импортозамещением. Если по итогам 2022 года доля зарубежных решений на российском рынке СРК составляла 80%, то к 2024 году она снизилась до 65%. Конечно, ситуация всё еще неудобная для многих заказчиков: рискованно пользоваться такими чувствительными технологиями, как средства резервного копирования, когда они не поддерживаются производителем, на них нет гарантии и нет понимания, откуда будут взяты данные, если случится инцидент. Но также понятно, что в приоритете у нас – мягкость этого перехода.
Динамика есть. К 2030 году, по прогнозам, 80-90% рынка уже будет за российскими системами, а сам рынок достигнет 20 млрд рублей против 6-7 млрд рублей в 2022 году. Такая ситуация нас устраивает.
Идет трансформация компаний-разработчиков. Под капотом этого процесса лежит взрывной рост, перестройка всех систем, мощная модернизация внутри вендора. А это, в свою очередь, означает запрос на кадры. Сегодня выстоять в этом росте, получить нужные компетенции – наш основной вызов. Потому что с 2022 года по недавнее время, когда международные компании уходили с рынка, высвобождались ресурсы, какие-то компетенции мы могли в этот момент забрать. А сегодня такой низкой базы, которую можно было взять, уже нет. Всё приходится делать своими силами.
Я хочу акцентировать внимание на условиях сохранения роста нашего бизнеса. Когда компания растет больше, чем на 100% в год, она к этому привыкает, привыкают сотрудники, складывается некая экосистема. И когда на каком-то этапе этот эффект низкой базы будет преодолен, встанет вопрос – за счет чего мы должны расти дальше? Мы в «Киберпротект» выделили несколько таких условий, внешних или внутренних.
Первое условие – дальнейшая государственная поддержка отрасли и продление льгот для ИТ-компаний. Мы заинтересованы в том, чтобы эта политика была последовательной. Ведь если у нас будет крепкая ИТ-система, то возможен и выход на международные рынки, и дальнейший экономический рост, и повышение производительности труда. Если этот темп поддержки замедлится, соответственно, замедлятся и все эти эффекты.
Второе условие – сохранение темпов импортозамещения в госсекторе и КИИ. Сейчас мы тоже видим последовательную политику государства в отношении государственных компаний, компаний с государственным участием, КИИ. Но были прецеденты, когда декларативные меры были передвинуты, и это у нас вызывает некоторые вопросы – не случится ли в нашей сфере подобного. Если будут сохранены заявленные позиции, вендорам будет проще формировать долгосрочные стратегии и им следовать.
Третье условие – конкуренция за пользовательский сегмент и МСП. Как мне кажется, эта конкуренция еще развернется, здесь есть, над чем работать.
И четвертое условие – солидарная ответственность вендоров, вузов, СПО и регулятора за подготовку квалифицированных кадров. Компания «Киберпротект» ведет большую просветительскую деятельность, у нас есть кафедра на МФТИ, есть большая программа по работе с вузами и школами. Но часто у коллег возникает вопрос – чья это ответственность? Должны ли вузы переписывать программы, которые существовали и успешно читались долгие годы? Должны ли вендоры отрывать квалифицированных инженеров от разработки и заставлять их проводить лекции? Наша позиция – именно про солидарную ответственность. Ведь от того, насколько длинный путь мы пройдем сегодня, зависит эффективность всей этой системы. Мы со своей стороны в эту историю идем и призываем поддерживать другие компании и государство.