Вчера второй по величине оператор сотовой связи в России – компания “ВымпелКом” (торговая марка “Би Лайн”) обнародовала итоги работы за прошлый год. В целом компания продемонстрировала неплохие результаты: чистая прибыль по стандарту US GAAP в прошлом году увеличилась на 80,6%, до 233 MUSD. Правда, при этом доход на одного абонента (ARPU) снизился на 25,7% и составил 13,6 USD. По мнению независимых экспертов, подобная ситуация объясняется тем, что «ВымпелКом», как, впрочем, и другие российские операторы, по причине низкого проникновения сотовой связи в России без особых проблем добивается увеличения доходов за счет простого экстенсивного роста.
Как отмечают аналитики «Альфа-Банка», если бы не сокращение доли низкодоходных абонентов в общем числе новых пользователей, то в прошлом году средний ARPU «ВымпелКома» мог бы снизиться еще сильнее. По мнению независимых экспертов, падение выручки с одного абонента частично объясняется просчетами в маркетинговой стратегии компании. «В принципе, «ВымпелКом» и МТС предлагают схожие линейки тарифов, часть из которых ориентирована на дешевых абонентов, говорящих по схемам prepaid, и другая часть – на более состоятельных, – сказал RBC daily аналитик одного из российских инвестбанков. – Однако МТС сумела отделить свой «дешевый» бренд «Джинс» от остальных, «дорогих» тарифных планов, что существенно расширило спектр маркетинговых возможностей компании. Как следствие, МТС добивается более высокого ARPU – по итогам за 9 месяцев прошедшего года выручка на одного абонента в России достигла 18,8 USD». В самом «ВымпелКоме» к моменту выхода статьи комментарий по этому поводу получить не удалось.
Эту точку зрения RBC daily подтвердили и сами представители МТС. «Мы специально «развели» два бренда – собственно тарифы МТС и тарифы «Джинс», – сообщили RBC daily в пресс-службе МТС. – Для массовой аудитории, которая при выборе оператора прежде всего ориентируется на цену, предназначена линейка демократичных тарифов «Джинс», а для нашей более традиционной аудитории – тарифы из так называемой «Единой системы тарифных планов МТС». Это типичная сегментация брендов, которая дает нам возможность привлекать новых клиентов разными аргументами. Благодаря этому наши абоненты воспринимают тарифы МТС и тарифы «Джинс» как два отдельных продукта, которые предоставляет одна компания». Впрочем, как отмечают аналитики, выбранная МТС стратегия также далека от идеала. Например, по оценкам аналитика ИГ «АТОН» Надежды Голубевой, отток абонентов у МТС составляет порядка 48%, тогда как у «ВымпелКома» – около 40%. «Пока отечественным сотовым операторам очень трудно удержать своих абонентов – в Европе, например, показатель оттока новых абонентов достигает лишь 20-30%», – говорит она.
По мнению экспертов, российские сотовые операторы пока не спешат особенно бороться за лояльность абонентов по одной простой причине: в России крайне низкое проникновение сотовой связи. «В стране существует еще огромный запас роста по экстенсивному пути. Причем, с учетом существующей рентабельности сотовых операторов, у них есть все возможности для снижения цен на свои услуги», – считает г жа Голубева из «АТОНа». По оценкам исследовательской компании AC&M Consulting, на конец февраля этого года в России насчитывалось 39,8 млн абонентов сотовой связи (37% из которых выбрали МТС, 31% – «ВымпелКом» и 18% – «МегаФон»), а общее проникновение сотовой связи составило лишь 27,5%. Характерно, что в России пока не особенно развит рынок дополнительных услуг, вроде передачи картинок или мелодий, на чем уже активно зарабатывают большинство европейских телекоммуникационных компаний. «В настоящий момент до 10% своих доходов сотовые операторы получают от продажи дополнительных услуг, – сказал RBC daily аналитик «Альфа-Банка» Андрей Богданов. – Но эти показатели все равно отстают от западноевропейских, где они могут быть в два раза больше. С точки зрения затрат развитие подобных технологий для сотовых операторов практически ничего не стоит. К тому же в любом случае сотовые операторы должны готовиться к будущему». Как сообщили RBC daily в компании Dixis, (один из крупнейших продавцов сотовых телефонов в России), подобные технологии действительно становятся все более популярными в стране. «Сейчас наметилась тенденция (и это показывают прошедший недавно третий «GSM-Конгресс» в Каннах и выставка CeBIT в Ганновере): телефоны становятся умными «помощниками» современного человека, – сказал RBC daily представитель Dixis. – На рынке появляется все больше моделей смартфонов – гибридов сотового телефона и карманного персонального компьютера, – выполненных как в стандартной форме телефона, так и в различных вариациях: «раскладушка» или «слайдер». Обязательным для многих телефонов (исключая некоторые бизнес-модели) является наличие встроенной фотокамеры».
Тем не менее, по мнению аналитиков, в ближайшее время состав основных игроков на российском сотовым рынке едва ли претерпит серьезные изменения. «Я не думаю, что в ближайшее время отечественный сотовый рынок ждут серьезные перемены, – считает Андрей Богданов. – В теории на него могут повлиять только два обстоятельства – приход крупной иностранной телекоммуникационной компании и слияние двух отечественных операторов – «МегаФона» и «ВымпелКома». Но пока оба этих события выглядят маловероятными». При этом большая часть экспертов обращает внимание на тот факт, что отечественный рынок сотовой связи становится все более цивилизованным. «В настоящий момент административный ресурс и хорошие связи в правительстве уже не могут помочь отдельным операторам увеличить свою долю на рынке, как это было раньше, – сказал RBC daily один из участников рынка. – Дело в том, что раньше административный ресурс использовался в основном для получения лицензий, а сейчас подавляющая часть из них уже распределена. Именно по этой причине я не думаю, что позиции «ВымпелКома» могут ослабить недавние разбирательства с Госсвязьнадзором. И «ВымпелКом» едва ли станет «вторым ЮКОСом», как пишут некоторые западные газеты. Во-первых, компанию, в отличие от ЮКОСа, трудно уличить в чем-то серьезном и криминальном. Компания по российским меркам практически идеальная. Все последние «наезды» на компанию – это, по сути, спор двух хозяйствующих субъектов».