Смотря на грядущий старт Tele2 в Казахстане и на развитие сети компании в России, ловишь себя на мысли о том, что оператор хорошо “работает с голосом”. По сути, никаких конкурентных преимуществ кроме выдержки и вполне хорошего ощущения рынка у них нет :)
То есть маркетологам приходится тщательно изучать опыт всех развивающихся и развитых рынков, а также прочесывать тарифную политику федеральных конкурентов с тем, чтобы использовать все их ошибки на полную катушку. Голос и SMS – кажется, на этом много не заработать, но все-таки у Tele2 получается. Думаю, мысль о том, что оператор будет работать по модели дискаунтера, помогает не волноваться инвесторам, которые стоически переносят небольшой ARPU и высокий уровень конкуренции в тех регионах, куда выдвигается этот зарубежный игрок с “рекламно-мафиозной” стратегией :) В принципе, у них нет другого варианта – “Большая тройка” действует активно, но бьет по площадям, а Tele2 зарабатывает на жизнь за счет снайперской стрельбы :)
На чем, как мне кажется, сосредоточится компания в 2011 году? Общение внутри тарифа, недорогие, на грани рентабельности, звонки на телефоны ГТС и компаний-конкурентов, большие пакеты минут (но в рамках MOU без перекосов), небольшое количество простых как молоток тарифов на каждый регион, попытка продавать в одном пакете голос и SMS. Поскольку 3G у компании нет и уже не будет (если только получится урвать – именно так, урвать – сам регулятор без боя не выдаст нужное количество частот), то единственный вариант заработать на передаче данных – предложить хорошие тарифы для смартфонов, которым хватит и EDGE. Вот только обеспечить передачу данных придется действительно качественно :)
Вообще, “фактор Tele2″ во многих регионах заставляет “Большую тройку” если не судорожно переживать о доле вновь привлеченных абонентов, то как минимум “латать свои дырки” с увеличенной скоростью. Присутствие активного игрока в низшей ценовой категории намекает на то, что этот игрок крайне активен и старается бить точно в цель сразу… поскольку у него просто нет ресурсов для второго замаха.
Еще один привлекательный фактор Tele2 – невысокая, действительно невысокая, относительно компаний “Большой тройки”, стоимость вызовов в международном роуминге. Здесь помогают “европейские корни” операторов группы – с этим “российским” компаниям (в кавычках – поскольку у всех есть иностранные акционеры) не то, чтобы сложно сражаться, а просто лень что-либо делать. Я вот до сих пор не понимаю, почему бы Tele2 не поставить свои точки продаж в аэропортах столицы и не продавать SIM-карты тем, кто вылетает зарубеж? Абонентскую базу они вполне бы увеличили, да и на роуминге немного заработали. Еще один вариант, который пока в компании не используют – работа с дуальными терминалами: все-таки Tele2 во многих регионах хороший вариант “местной симки” для сезонных абонентов, которым бы не хотелось расставаться со своим “домашним” номером связи, а носить два телефона одновременно слишком неудобно, непривычно и просто сложно.
Разумеется, лидерство на российском рынке компании не светит – во всяком случае в текущих условиях развития ситуации, без частот для LTE. Но привлечь к себе активных абонентов, которые умеют считать свои затраты на связь, у них получается. Да еще и с прибылью для своего основного бизнеса :)