АРПЭ, направившая Михаилу Мишустину предложения по поддержке российских компаний в условиях возможного возвращения зарубежных вендоров, указывала, что те активизировали рекрутинг специалистов и восстанавливают связи со своими бывшими сотрудниками, многие из которых теперь работают в отечественных компаниях-производителях. Впрочем, РБК, написавший об этом со ссылкой на письмо, не приводит конкретных примеров, о каких иностранных компаниях речь. По данным издания, аналогичные предложения к властям готовит и ряд других отраслевых ассоциаций.
В крупных российских компаниях отмечают, что корпоративные клиенты ждут возвращения в Россию бежавших из страны иностранных ИТ-вендоров, чьими решениями они пользовались годами. На это недавно указал, например, гендиректор «Группы Астра» Илья Сивцев, чьё сообщение растиражировали профильные СМИ.
Вместе с тем, в публикациях о потенциальном возвращении «иностранцев» сложно найти упоминание весомых предпосылок к этому в ближайшем будущем, особенно при сохранении санкций в отношении России. По крайней мере, если говорить о сегменте B2B ИТ-рынка, а не о потребительском. О том, что в ближайшее время причины для смягчения санкций вряд ли появятся, ICT-Online.ru писал ещё в ноябре. А весомые предпосылки вендорам нужны, т.к. возвращаться в страну, особенно утратив доверие значительной части клиентов, намного сложнее, чем развивать там бизнес с нуля.
При этом напрашивается ряд факторов, почему как минимум в ближайшей перспективе иностранные ИТ-вендоры в B2B сегменте вряд ли захотят инвестировать в реинкарнацию своего бизнеса в России. Один из ключевых при сохранении санкций — сложности с переводом денег между Россией и другими странами. Это само по себе делает невозможным полноценное ведение бизнеса, т.к. выводить за границу выручку проблематично. Причём за последнее время всё чаще появляются новости о затруднениях с российскими транзакциями даже в банках так называемых дружественных стран.
Для тех компаний, которые поставляют ПАК или аппаратные решения, дополнительным фактором в этом ряду стали бы также логистические сложности.
Имеет значение и то, что за последние годы российская регуляторика в сфере ИТ становится всё жёстче. Причём тренд этот наблюдался ещё до начала СВО. А за последние 3 года с усилившимся фокусом государства на технологический суверенитет появилось ещё больше требований, которые придётся соблюдать и «иностранцам». От идеи технологического суверенитета после всего произошедшего российское правительство в обозримом будущем тоже вряд ли откажется, что означает для иностранных ИТ-вендоров дополнительные сложности.
И все эти сложности им пришлось бы преодолевать не ради быстрорастущего рынка, а на фоне сокращения вложений компаний в ИТ. В это немаловажный вклад вносит, в том числе, рекордно высокая ключевая ставка ЦБ.
При этом даже в теоретическом сценарии с отменой санкций для иностранных компаний останется как минимум репутационный риск. Западные обыватели с подачи пропаганды, изготовленной искусными политтехнологами, ещё долго могут воспринимать Россию как агрессора планетарного масштаба. И возвращение вендоров в Россию у многих из них может вызвать негативные реакции.
На то, что интереса к России — как минимум у публичных иностранных ИТ-вендоров — пока мало, косвенно указывают и их финотчёты за 2024 год — квартальные и годовые. Если в 2022-2023 гг. в них нередко упоминалась Россия, преимущественно в контексте сворачивания бизнеса, то в 2024-м в большинстве отчётов по этой теме глухо, как будто «закрыли и забыли».