— Николай, как ИТ сегодня помогает логистам оптимизировать маршруты и загружать используемые транспортные средства? Какие ИТ-решения традиционно используются в этой сфере и не теряют актуальность?
— Скажем так — современная логистика невозможна без автоматизации, и вопрос выбора оптимальных маршрутов — это только вершина айсберга. Даже если говорить только о транспортной наземной логистике, кроме непосредственно маршрутов доставки есть еще и схемы загрузки транспортных средств, и планирование мультимодальной логистической сети (например, когда компания продумывает план перевалки груза между железнодорожным транспортом и автотранспортом), и управления складским двором (отдельно загрузкой и разгрузкой транспортных средств), и много чего еще.
Архитектор инноваций Ramax Group Николай Ситников
Фото: Ramax Group
Конечно, логистика не ограничивается только транспортом. Есть еще складская логистика, в рамках которой важно оптимизировать схему хранения, исходя из стоящих бизнес-целей конкретной компании. Например, у кого-то проблемой является эффективность использования площадей хранения, у других — сложности с высокой оборачиваемостью, для чего важно минимизировать время комплектации заказов. Во всех этих случаях без автоматизации и внедрения ИТ-решений различного плана обойтись уже невозможно.
— Какие новые технологии приходят в логистику? На каких участках они используются прежде всего?
— Повторюсь, что термин «логистика» очень широкий. Равно как и «новые технологии». Например, есть ИИ с компьютерным зрением для упрощения инвентаризации на складах, есть IIoT для трекинга грузов, есть блокчейн и смарт-контракты для взаиморасчетов в ходе доставки товара, а также другие виды ИИ для подбора аналогов той или иной номенклатуры. Список можно долго продолжать. Если же мы сузим область до вопросов повышения эффективности работы за счет построения оптимальных маршрутов или иных планов, то в этой области к традиционным методам математической оптимизации начинают добавляться использование нейронных сетей и других ИИ-методов, чтобы гибридная модель находила решения быстрее или лучше масштабировалась под рост объемов.
— Ваши прогнозы относительно развития ИТ-продуктов для логистики. Какие из существующих решений будут особенно активно распространяться и почему? Каких технологий не хватает рынку, как скоро они могут появиться?
— Определенно, развиваться ИТ-продукты для логистики будут, так как затраты на логистику растут и любое решение, позволяющее повысить рентабельность, будет востребовано рынком. При этом будет идти развитие систем от продуктов, автоматизирующих работу логиста, к продуктам, способным помогать в принятии решений за счет построения оптимального плана действий.
— Если у вашей компании есть опыт в данном направлении, поделитесь, пожалуйста.
— Да, мы успешно решаем задачи оптимизации маршрутов и схем хранения товаров для крупных федеральных розничных сетей и транспортных компаний.
— Большое спасибо за беседу!