- Первое, что мы сделали сейчас, - с июня расширили список корпоративных тарифных планов. Если раньше корпоративный тариф был один, то теперь мы предлагаем три варианта на выбор: "Корпоративный Стандарт", " Корпоративный Совет" и " Корпоративный Альянс". Каждый из тарифных планов может быть с городской или федеральной нумерацией. Новая тарифная линейка разработана таким образом, что с увеличением размера гарантированной суммы счета уменьшается стоимость разговоров. То есть фактически, расширив спектр предложений для этой категории абонентов, наша компания дифференцировала свою тарифную политику. Мы сделали так, чтобы каждое предложение отвечало запросам определенной категории клиентов - крупных компаний, среднего и малого бизнеса.
Насколько я понимаю, дифференциация корпоративных тарифов - общая политика для всех сотовых компаний...
- Да, это логичное развитие рынка. Оператор начинал работать, когда у него были несколько десятков абонентов и, соответственно, один тарифный план. Когда число клиентов измеряется тысячами, одного тарифного плана уже недостаточно. Как и на массовом рынке, повышение спроса заставляет операторов более гибко регулировать свою тарифную политику. Наше предложение корпоративным абонентам не ограничивается введением новых тарифов. В частности, у нас появились тарифные опции, которые раньше были недоступны для корпоративных клиентов. Например, услуга " Абонемент", которая позволяет пользоваться телефоном до 9 месяцев без абонентской платы при условии предоплаты за весь период по льготному тарифу. Также была снижена абонентская плата для тарифных планов с городской нумерацией.
Очевидно, что такое внимание к корпоративному рынку связано с ростом интереса самих клиентов. Или это игра на опережение?
- В данном случае мы имеем дело с двумя тенденциями. Во-первых, действительно растет рынок бизнес-абонентов. Не могу говорить за других, но интерес к нашим корпоративным предложениям значительно увеличился. Рост базы клиентов за последний год составил более 40%. Во- вторых, насыщается рынок частных абонентов, и в этих условиях мы ищем новые источники дохода.
По данным компании Strategy Analytics, корпоративный абонент в Западной Европе приносит предприятиям мобильной связи в среднем около 850 долларов годового дохода. А средний доход от частного абонента составляет около 225 долларов. Сотовый корпоративный рынок в России столь же заметно отличается большей доходностью?
- Думаю, у нас примерно такая же пропорция. Сейчас, когда идет бум развития рынка, средний месячный счет одного корпоративного абонента в несколько раз больше, чем у "частника".
А структура, состав корпоративных абонентов как-то меняются с течением времени?
- Конечно. Начнем с того, что еще два-три года назад типичной была ситуация, когда служебными мобильными телефонами обеспечивалось только высшее руководство. Сейчас - менеджеры среднего звена, а также сотрудники, чья работа связана с частыми передвижениями. Кроме того, если раньше основные клиенты были из среды крупного бизнеса (он уже почти полностью охвачен), то сейчас это главным образом средний бизнес. И заметно растет интерес со стороны малого бизнеса.
Можно ли говорить о какой-то явной отраслевой структуре пользователей корпоративных тарифов?
- Очень трудно. Это компании самых различных отраслей. Об отраслевой структуре можно говорить относительно некоторых услуг, которые мы также предоставляем корпоративным клиентам. Например, услуга " GPRS Корпоративная сеть". Здесь активны торговые компании и банки. Последние пользуются нашей сетью для подключения банкоматов. Где-то она используется как резервный канал, а если нет фиксированной инфраструктуры, - как основной канал. Можно привести пример Балтийского банка, с которым мы плодотворно сотрудничаем. В целом число банкоматов растет - и здесь большое поле для развития.
С июня "МегаФон" ввел новые корпоративные тарифы не только в Петербурге, но и в остальных регионах Северо-Запада. Вы посчитали, что регионы уже готовы к этому?
- Там большой потенциал, и не хочется упустить грядущий бум. На данный момент наши клиенты в регионах - крупные градообразующие предприятия. Но ситуация меняется. Так, например, в Архангельске наша база корпоративных клиентов выросла за год более чем в два раза. Такая динамика впечатляет.
Среди прочего вы предлагаете корпоративным клиентам услугу "Конфиденциальная сотовая связь". Расскажите о ней подробнее.
- В результате открытого конкурса "МегаФон" стал базовым оператором для специальной федеральной подсистемы конфиденциальной сотовой связи, в рамках которой мы и предоставляем эту услугу. Она рассчитана на органы государственной власти и на коммерческие организации, которым необходима защита конфиденциальной информации. Услуга позволяет обеспечить дополнительное шифрование речи на протяжении всего соединения. Информация проходит в закрытом виде по каналам передачи данных. Для шифрования речи используется специальный сотовый телефонный аппарат "SMP-Атлас" (М-539) со встроенным средством криптографической защиты речевой информации. Между двумя телефонами создается канал связи, гарантированно защищенный от прослушивания. Кстати, телефон " SMP-Атлас" разработан нашим ФГУП НТЦ "Атлас". Его стоимость составляет 2700 долларов.