Технический руководитель МегаФона по Санкт-Петербургу и Ленобласти Максим Загинай: «Сеть LTE готова к возросшим потребностям абонентов»

События 2020 года не стали форс-мажором для операторов мобильной связи. На территории нашего региона сеть LTE уже достаточно хорошо развита для того, чтобы абоненты не испытывали проблем как со стандартными услугами связи, так и с относительно новыми – например, VoLTE. Мы беседуем с техническим руководителем МегаФона по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Максимом Загинаем о главных достижениях оператора и взглядах на будущее.

Максим, 2020 год принес множество сюрпризов для граждан, бизнеса и, конечно, мобильного оператора: переход на удаленку, миграция трафика и т. д. Как развивалась мобильная сеть МегаФона в Петербурге и Ленинградской области в минувшем году? Какие проекты были реализованы, как вы реагировали на новые потребности абонентов?

– В 2020 году мы столкнулись с теми же вызовами, которые испытал рынок в целом. На примере Петербурга и Ленинградской области было очень хорошо заметно, как после массового перехода сотрудников предприятий на удаленную работу произошла миграция и голосового, и дата-трафика из центра города в область и пригороды. В связи с этим мы провели дополнительную работу по расширению сети и управлению ёмкостью в соответствии с изменением трафика.

Ситуация не застала нас врасплох. Мы постоянно работаем над улучшением качества сети. Увеличиваем охват LTE, в том числе в диапазоне 1800, который обеспечивает хорошее покрытие. Также последние два года развивали технологию VoLTE, которая позволяет звонить и принимать вызовы, не покидая сети 4G/LTE. Кстати, с учетом того, что абоненты всё чаще использовали VoLTE, произошло постепенное перераспределение трафика из сети 2G в 4G. Поэтому к весне 2020 года в области у нас уже была сеть LTE с хорошей пропускной способностью – достаточной для того, чтобы справиться с возросшими потребностями абонентов.

Кроме того, в период перехода сотрудников на удаленную работу нам поступало большое количество запросов от B2B-клиентов по расширению каналов связи. Такие задачи, критичные для бизнеса наших клиентов, отрабатывались с высшим приоритетом.

Насколько сегодня популярна технология VoLTE и почему?

– За последний год голосовой трафик по VoLTE в нашей сети вырос почти в два раза. Этот показатель, безусловно, будет и дальше расти. Тем более, значительная часть выпущенных в последние 2-3 года смартфонов поддерживают эту технологию. Абоненты уже оценили преимущества VoLTE. Пользователь может разговаривать по телефону, не прерывая интернет-сессии, соединение устанавливается всего за пару секунд, а голос собеседника звучит так, как будто он находится рядом.

При этом нужно помнить, что для работы VoLTE SIM-карта абонентского устройства также должна поддерживать LTE. Если у вас до сих пор установлена старая SIM-карта, ее рекомендуется поменять.

Видите ли вы перспективу в технологии Voice over Wi-Fi?

– Мы всегда делаем ставку на самые перспективные технологии. Услугу VoWi-Fi мы запустили в прошлом году. Она позволяет совершать и принимать голосовые вызовы в помещениях со слабым сигналом сотовой сети, но устойчивым Wi-Fi подключением именно через Wi-Fi. Но поскольку телефонные аппараты, поддерживающие VoLTE и VoWi-Fi, как правило, приоритетно настроены на VoLTE, мы видим, что этой технологией пользуются больше. Меня как технического специалиста это радует: значит, качество сети МегаФона везде хорошее, и у абонентов нет необходимости переключаться на Wi-Fi.

 

Максим Загинай, технический руководитель МегаФона по Санкт-Петербургу и Ленобласти»

Максим Загинай, технический руководитель МегаФона по Санкт-Петербургу и Ленобласти»

 

Как работал технический отдел МегаФона во время локдаунов? Насколько удобно было обслуживать сеть удаленно?

– Компания достаточно оперативно перевела часть персонала на удаленку. Раньше всех стали работать из дома сотрудники, попавшие в группу риска, а в течение 2-3 недель и все остальные, у кого была такая возможность. Тем более, что все инструменты для удаленной работы у нас есть. Например, документооборот осуществляется в электронном виде, письма подписываются цифровой подписью.

Одними из первых перешли на удаленку менеджеры, которые, к примеру, курируют процесс строительства, взаимодействуют с подрядными организациями. Конечно, не могут работать из дома сотрудники, участвующие в обслуживании базовых станций, в прокладке кабеля, в подключении клиентов. Мы обеспечиваем им все необходимые меры безопасности и по сей день.

Во время масштабных событий в Петербурге – например, международных соревнований, форумов, фестивалей или праздника выпускников «Алые паруса», –  МегаФон, помимо расширения пропускной способности базовых станций, применял такие решения, как мобильные базовые станции, технологию Massive MIMO. Насколько эти решения были востребованы в прошлом году, когда массовых мероприятий почти не проводилось?

– Несмотря на то, что массовых мероприятий в Петербурге в прошлом году действительно было намного меньше, упомянутые технологические решения находили применение. Мобильные базовые станции использовались как в Петербурге и Ленобласти, так и в других регионах страны. К примеру, обеспечивали покрытие сети для одной из больниц.

Что касается Massive MIMO, которая позволяет увеличивать пропускную способность сигнала, то  сейчас мы запускаем базовые станции с поддержкой этой технологии в крупных жилых комплексах на территории города и области, например, в Мурино. В прошлом году мы также подключили Massive MIMO на базовой станции, охватывающей территорию Московского вокзала.

Несмотря на то, что СМИ постоянно сравнивают мобильных операторов по количеству базовых станций, скорости мобильного Интернета, – для абонента гораздо важнее стабильность связи, отсутствие помех при разговоре и другие понятные, практические вещи. За счет чего вы достигаете наилучшего качества сети

– Сеть как живой организм. Мы ведем регулярный мониторинг, формируем статистику и отчетность для того, чтобы показатели качества всегда соответствовали определенным метрикам. Необходимо планомерно, органично проводить ее оптимизацию: уменьшать или добавлять емкость, корректировать азимут, углы наклона антенн. Для этого на базовых станциях установлено специальное ПО, есть сотрудники, которые ежедневно измеряют параметры сети на определенных участках в Петербурге и области.

Для дальнейшего улучшения качества сети необходима плотная работа с LTE, подготовка к 5G. Как я уже говорил, мы активно развиваем LTE 1800 – переводим LTE в этот диапазон, исторически предназначавшийся для 2G, – так как за счет большей проникающей способности он позволяет лучше обслуживать абонентов, находящихся в зданиях, подвальных помещениях и т. д. У нас также есть отдельная адресная программа по обеспечению покрытия торговых и бизнес-центров, мы строим там разветвленные indoor-системы. Все это важно, потому что клиенту всегда нужно быть на связи, а как оператор этого добивается – забота самого оператора.

Операторы постоянно говорят о рефарминге, переводе определенных частот с одной технологии связи на другую. 3G сейчас уже практически не поймать. Можно ли говорить о том, что в обозримом будущем от какой-то из технологий можно будет отказаться совсем?

– Рефарминг – это плановый, постепенный процесс, который мы начали давно и будем продолжать. Тем не менее сегодня мы развиваем все существующие технологии мобильной связи, поскольку запрос на их использование абонентами до сих пор существует. Понятно, что в сторону LTE мы смотрим более пристально, так как она позволяет обеспечить гораздо лучшее качество сервиса при сохранении тех же емкости и скоростей. Но есть, к примеру, различные терминалы, которые работают только в 3G. У 2G хорошая проникающая способность, и для обеспечения голосовой связи в удаленных местах во многих случаях это до сих пор оптимальный вариант.

Недавно вы завершили покрытие сетью трассы М-11 «Нева». В чем особенность этого проекта?

– На протяжении всей трассы М-11 мы запустили сеть, поддерживающую все три поколения мобильной связи. Главная особенность – обеспечение бесперебойного сигнала для водителей и пассажиров, которые быстро перемещаются по трассе. Сами стандарты 2/3/4G спроектированы таким образом, чтобы хорошее качество передачи данных и голоса сохранялось даже на большой скорости, свыше 200 км в час. Поэтому, когда мы тестировали сеть, то убедились в отсутствии обрывов и других неполадок.

– Каким компонентам радиосети, техническим решениям, проектам МегаФон в СЗФО будет уделять особое внимание в 2021 году?

– Мы готовим сеть к предстоящему Чемпионату Европы по футболу, который пройдет в июне. Планируем и далее развивать LTE: довести количество базовых станций с поддержкой этой технологии до 100% и проводить рефарминг, строить базовые станции, поддерживающие только LTE. Также мы аккуратно прорабатываем возможность новых тестовых запусков 5G – для того, чтобы быть готовыми к массовому внедрению этой технологии.

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: МегаФон, сотовая связь, МегаФон Северо-Запад, LTE, МегаФон Петербург