- Андрей, когда, по-вашему, услуги IP-TV, IP-телефонии и другие станут массовыми и от чего это зависит?
- Что касается широкополосной телефонии и IP-TV, то надо учитывать, что они ориентированы на предоставление услуг большому количеству подписчиков. Это выгодно только тогда, когда число абонентов начинается с десятков тысяч, а лучше всего иметь миллион подписчиков. Нет смысла делать IP-TV для тысячи человек, поскольку это просто никогда не окупится. Я считаю, что в Петербурге эта «критическая масса» будет достигнута в течение ближайших двух лет. Тогда операторы связи начнут в массовом порядке предоставлять различные сервисы, в том числе и IP-TV. Соответственно, чтобы абонент имел возможность смотреть в высоком качестве IP-TV, скорость широкополосных подключений должна составлять от 2 до 16 Мбит/с. Поэтому операторам связи нужно уже сейчас задумываться над увеличением скоростей, даже если они пока не собираются предоставлять услуги IP-TV. Надо сказать, что ряд телекоммуникационных операторов Петербурга уже подготовили свои сети, и сейчас идет эксплуатация оборудования в тестовом режиме.
- Сейчас в Петербурге строится большое количество новых домов, в которых отсутствует подключение по «меди» к городской АТС. С прокладыванием в них оптического кабеля появляется возможность формирования единой мультисервисной сети и предоставления жильцам услуг доступа в Интернет, VoIP, IP-TV. Как это отразится на рынке предоставления телекоммуникационных услуг?
- Изначально последняя миля делалась с использованием медного провода, и все операторы с этого начинали. В Петербурге всегда использовалась медь очень хорошего качества, поскольку кабели, которые были проложены в начале XX века, до сих пор в нормальном рабочем состоянии. Однако сейчас при строительстве новых домов медный кабель не заводится, поскольку это достаточно дорого и лучше сразу проложить оптический кабель и по нему предоставлять все сервисы. Оптический кабель, в отличие от медного, стоит дешевле, но стоимость его прокладки выше, соответственно, расходы операторов на прокладку «меди» и оптоволокна будут примерно одинаковыми. В Петербурге очень высокий уровень конкуренции, и скоро наиболее весомым конкурентным преимуществом станет линейка предлагаемых оператором сервисов. Например, если будут два оператора связи и один предоставляет только доступ в Интернет, а другой и IP-TV, и телефонию, а цены на доступ в Интернет останутся примерно одинаковыми, то клиенты уйдут к тому оператору, у которого сервисов больше. Для этого должна быть обеспечена технологическая составлющая сети, позволяющая предоставлять абоненту по оптическому кабелю широкополосный доступ для IP-телефонии и в перспективе уже и IP-TV. В чем-то по развитию данной технологии Москва опережает Петербург. В Москве предоставление IP-TV на коммерческой основе уже началось. (Прим. редактора: в Петербурге с конца 2007 года данная услуга запущена в коммерческую эксплуатацию ОАО «Северо-Западный Телеком».) Если говорить про Северо-Западный регион, то в этом направлении активно движутся такие крупные города, как Мурманск, Калининград. Конечно, в небольшие города эта услуга придет гораздо позже. Кстати, здесь поддержку операторам могло бы оказать и государство. Сейчас в РФ оно не мешает, но и не очень помогает. Например, в Западной Европе существует закон, по которому оператор, владеющий медным кабелем, предоставляет доступ к этому кабелю альтернативным операторам по некой фиксированной цене. Сейчас же ситуация такова, что в Петербурге СЗТ монопольно владеет кабелем и никого из конкурентов не допускает к нему.
- Какой сегмент развивается более динамично – корпоративный или домашний? Что готово предложить Cisco на этом рынке?
- Сегмент домашних пользователей развивается очень динамично. И если мы говорим про IP-TV, то оно ориентировано в основном на них. Вообще считается, что через один год потребляемый домашними пользователями трафик превысит корпоративный. Если говорить о Cisco, то в этом случае мы можем предложить операторам все необходимое оборудование, сервисы и решения для широкополосной передачи данных по Интернету: маршрутизаторы, коммутаторы, полнофункциональное решение по широкополосной IP-телефонии, а также решения для IP-TV. У нас есть большой опыт внедрения таких решений как в России, так и в других странах.
Подробности
Компания Cisco была основана в 1984 году небольшой группой ученых-компьютерщиков из Стенфордского уинверситета. Штаб-квартира компании находится в Сан-Хосе, штат Калифорния. Президент и генеральный директор Cisco - Джон Чемберс. В СНГ компания работает с 1995 года. Оборудование под торговой маркой Cisco предназначено для обслуживания сетей удаленного доступа, сервисов безопасности, сетей хранения данных, маршрутизации и коммутации, а также для нужд коммерческого рынка IP-коммуникаций и корпоративного рынка. В 2003 году Cisco приобрела фирму Linksys, производителя оборудования для компьютерных сетей, и теперь позиционирует торговую марку Linksys как сетевое оборудования для домашнего использования и малого бизнеса. Используя приобретение компаний, внутренние разработки и партнерство с другими компаниями, Cisco вышла на рынок IP-телефонии со своими IP-телефонами, менеджерами вызовов и шлюзами к телефонной сети общего пользования. Ранее Cisco вышла на рынок ATM-оборудования с приобретением в 1996 году фирмы StrataCom Inc.