За прошедшие два года наша страна существенно продвинулась на пути к импортонезависимости в сфере информационных технологий. Во-первых, для многих направлений и отраслей были созданы решения или доработаны под новые реалии существующие ИТ-продукты. От импортозамещения, существующего преимущественно «на бумаге», в документах для проверок, многие компании действительно перешли к реальному использованию российских решений, полностью, а не частично перейдя на них.
А во-вторых, отношение пользователей к отечественному софту, оборудованию и программно-аппаратным комплексам (ПАК) поменялось: ожидания и требования к российским ИТ-решениям стали более реалистичными и практическими, повысилась степень информированности о таких решениях и доверие к ним. А это, в свою очередь, позитивно влияет на скорость и глубину импортозамещения.
Георгий Охота, менеджер по развитию продукта «N3.Проектное управление» компании «Нетрика»
Фото: «Нетрика»
И все же это не означает, что нашему ИТ-рынку удалось добиться успеха во всех сегментах и найти замену для всех решений. Действительно, чем более массовым является ИТ-продукт, тем проще найти ему отечественную замену. Например, аналогов некогда самому популярному офисному пакету уже достаточно много. Причем некоторые из них могут считаться практически полноценной альтернативой западному продукту – разумеется, если в компании не применяли специфические макросы.
Однако чем более нишевым и сложным в разработке является ИТ-решение, тем сложнее найти ему подходящую альтернативу на отечественном рынке. Так, до сих пор непросто найти аналог для топовых геоинформационных систем, систем проектирования (САПР) и т.д. На примере нашего продукта «N3.Проектное управление» мы видим высокий спрос на системы стратегического портфельного управления и отсутствие сильных предложений на отечественном рынке.
Есть нюансы и в разрезе размера бизнес-потребителя. Малые и средние предприятия часто используют SaaS-решения – они экономически выгоднее для решения их задач, менее требовательны к квалификации персонала и наличию ИТ-инфраструктуры. Некоторые западные разработчики подобных решений отключили возможность оплаты, обновлений или в принципе заблокировали доступ к ним из РФ, поэтому их пользователям пришлось вынужденно и в срочном порядке искать замену. Конечно, от таких экстренных переездов у многих остались смешанные чувства, так как часто новые сервисы не являлись полной заменой, не предоставляли всего нужного функционала, требовали привыкания к интерфейсу и тем самым вызывали сопротивление сотрудников, но переезд так или иначе состоялся.
Крупные же организации преимущественно используют решения on-premises, размещенные на их собственной инфраструктуре. Многие большие компании нашли те или иные способы продлить работоспособность внедренных зарубежных ИТ-решений – вплоть до отключения возможности получения обновлений онлайн. Возможно, они несколько потеряли в инновационности функционала и защищенности, но зато это позволило не спешить с переездом, взять тайм-аут на раздумья, подбор альтернативы или на ожидание доработок от какого-нибудь отечественного вендора.
Безусловно, полного суверенитета в сфере ИТ мы не достигли. И хотя вероятность 100 %-ной независимости страны невелика, усиливать и ускорять процесс импортозамещения можно и нужно. В первую очередь для этого необходимо обеспечить спрос на услуги по миграции данных, доработке ИТ-решений под заказчика, интеграции, а также на разработку вендорами более сложного программного обеспечения.
Одной из мер обеспечения такого спроса и, соответственно, ускорения импортозамещения может стать обложение сборами компаний, которые используют зарубежное ПО. Если размер сбора будет ощутимым для бизнеса, то такое нововведение может быть серьезным мотивирующим фактором для старта замены тех ИТ-решений, которые по каким-то причинам пока не замещали. Если полученные таким образом денежные средства пойдут на гранты для разработчиков ПО или льготное кредитование ИТ-компаний, то это позволит ускорить процесс разработки российских аналогов тех ИТ-решений, которые пока не заменены из-за сложности их создания.
При этом надо учесть и возможные риски подобные санкций. Так как для некоторых классов ИТ-решений все еще сложно найти полноценную замену, заместить их не получится при всем желании. В этом случае компании вынуждены будут выплачивать сборы, хотя возможности соблюсти требование регулятора по импортозамещению у них и нет. Таких ситуаций хотелось бы избежать, но для этого необходимо будет проработать механизм проверки на наличие аналогов на отечественном рынке с учетом функциональности, отраслевой специфики и ряда других параметров.
Так что, хоть сейчас уже многим может показаться, что и без дополнительных стимулов процесс импортозамещения идет достаточно активно, возможно, новые меры позволят ускорить импортозамещение в проблемных нишах, где используется сложное и достаточно редкое ПО, не имеющее сейчас полноценных аналогов.
Автор: Георгий Охота, менеджер по развитию продукта «N3.Проектное управление» компании «Нетрика»