Большое внимание на встрече было уделено развитию широкополосного доступа на территории России. Г-н Мардер подчеркнул, что, в отличие от универсальных услуг связи, ШПД государство не гарантирует, однако должно создать условия для оказания такой услуги. В то же время в кабельную и эфирную связь государственных вложений не ожидается, так как их развитие планируется проводить за счет операторов.
«Универсальные услуги, в которые в том числе входит установка таксофонов и организация доступа в Интернет, государство должно обеспечить в любом населенном пункте, отвечающем определенным требованиям. Но пока рано говорить о широкополосном доступе как об универсальной услуге, потому что это, прежде всего, очень существенные затраты, помноженные на огромные размеры нашей страны. Но возможность такая должна быть, и она будет предоставлена. Это будет оптический доступ в зонах высокой концентрации населения и радиодоступ посредством различных систем, а на территориях с низкой плотностью заселения мы (государство) будем развивать спутниковую связь Ка-диапазона (20-30 ГГц). Эти решения позволят любому гражданину РФ на территории страны получить широкополосный доступ. Но я не думаю, что до определенного времени это будет обязанностью государства», – сказал Наум Мардер.
На вопрос, что считать ШПД, замминистра ответил следующее: «Президент в своем послании имел в виду, что к 2015 году ШПД будет со скоростью 100 Мбит/с. Это пока еще концептуально, но мы прекрасно видим, как быстро растут потребности пользователей сегодня, поэтому я считаю это нормальным уровнем. Хотя вопрос, конечно же, дискуссионный».
Что же касается развития сетей четвертого поколения (4G) в России и возможного выбора приоритетной технологии ШПД для развития государственных активов, г-н Мардер особенно подчеркнул, что позиция отраслевого регулятора заключается в технологической нейтральности.
В частности, он сказал следующее: «В широкополосном доступе мы четко обозначили позицию государства – это политика технологической нейтральности. Мы предоставляем всем операторам свободное право выбора той или иной технологии. В принципе, технологии WiMax и LTE достаточно близки по своим техническим параметрам и возможностям. Но сегодня WiMax на 3-4 года опережает LTE по стадии коммерческой готовности, кроме того, в России имеются успешные коммерческие проекты по её внедрению, одни из первых в мире по количеству пользователей и охвату сети. Что касается LTE, то мне очень трудно говорить о технологии, которая пока еще официально промышленно не освоена. А в отношении жалоб операторов, что они не имеют лицензий для LTE, я вас уверяю, если бы у нас было все готово к LTE и не было бы только лицензий, мы бы решили этот вопрос в два-три дня. Вопрос лицензий сейчас не самый критичный для развития ШПД в стране».
Касаясь одного из условий выдачи операторам лицензий на частоты WiMax, а именно использования оборудования отечественного производства, г-н Мардер сказал, что это требование времени, игнорировать которое уже не представляется возможным: «По нашим данным, имеются по крайней мере пять компаний, которые могут производить оборудование WiMax. При этом мы отдаем себе отчет, что конечное оборудование у нас производить не может никто, – здесь речь идет о технологическом оборудовании и оборудовании базовых станций. Без закупок отечественного оборудования наша промышленность стагнирует, теряет конкурентоспособность, не может производить новое оборудование – круг замкнулся, потому что мы снова вынуждены закупать оборудование за границей. Если мы не разорвем этот порочный круг технологической отсталости, то в очередной раз загубим наше телекоммуникационное производство. На президентской комиссии было предложено такое решении, и Дмитрий Медведев его поддержал. Попробуем в качестве условия при выдаче лицензий на частоты WiMax ввести требование использования оборудования отечественного производства. В этом случае производителю гарантируется сбыт и у него появляется интерес в производстве оборудования. А если оно не будет хуже западного, почему бы и не принудить операторов к закупке отечественной техники? Конечно, нужно будет решить еще много вопросов, связанных с качеством (сертификация) и приемлемым ценообразованием (государственное регулирование), но все они, в принципе, решаемы».
Г-н Мардер дал и четкий ответ на пути конверсии и высвобождения спектра под будущие технологии. По его словам, сотовые операторы очень активно сейчас лоббируют выделение частот под технологии ШПД. Для этого государство уже в 40 регионах выделило частоты диапазона 2,3-2,4 ГГц (WiMax). Что касается низкого диапазона «цифрового дивиденда» 790 МГц-862 МГц, на сегодняшний день он занят оборудованием МО, а также авиадиспетчерскими службами.
«По расчетам 2006 года, чтобы полностью освободить этот диапазон, требуется около $2 млрд. Даже если представить ситуацию, что эти деньги все же найдутся, то вывод радиооборудования из этого спектра займет очень продолжительное время. Поэтому, если вам кто-то говорит, что подобное можно сделать уже завтра, вы можете сами сделать выводы, – сказал замминистра. – Президент дал Минкомсвязи поручение во всем разобраться. Сейчас именно этим мы и занимаемся: каждой полосой, рассматриваем сроки готовности оборудования, ищем возможные диапазоны для вывода оборудования. До конца ноября мы должны доложить президенту о проделанной работе и уже после этого начнем плотно работать с компаниями, которые хотели это сделать».
Кроме того, г-н Мардер рассказал и о диапазоне, который освободится при переходе России на цифровое телевидение. По его мнению, теоретически, раздать населению приставки за счет коммерческих компаний возможно, но нужно понимать, что, прежде всего, речь идет лишь о крупных городах и затраты в этом случае будут даже выше.
Много времени на пресс-брифинге было уделено проблемам развития сетей третьего поколения в Москве. При этом Наум Мардер признал, что официальная позиция Минкомсвязи совпадает с позицией МО РФ. Касаясь проблем электромагнитной совместимости сетей 3G/UMTS в диапазоне 2,1 ГГц с оборудованием военных, он отметил, что всего в России работают две зоновые системы противоракетной обороны: одна на Дальнем Востоке под Комсомольском-на-Амуре и вторая под Серпуховым – для защиты Москвы от ядерного удара. Аналогичная техника, работающая в этом же диапазоне частот 2,1 ГГц, есть только в еще одной стране – США. Замминистра отмечает, что при развертывании сетей 3G в Центральной России военные внесли ограничение на ее покрытие в радиусе 300 км от радара в Серпухове, затем удалось сузить эту зону до 110 км, а теперь запретная зона сузилась до радиуса в 60 км. Таким образом, в следующей зоне (территория Москвы) наступают лишь ограничения, связанные с мощностью БС, высотой подвеса и направленностью их лепестков.
«Все эти согласовательные работы велись примерно полтора года, и наша позиция полностью совпадает с позицией военных, – рассказывает Наум Мардер. – Кроме того, нужно понимать, что 3G можно развивать и в диапазоне 900 МГц. Для этого нужно посмотреть, как разумным образом перераспределить частоты под 3G в Москве (900 МГц, 1800 МГц, 2,1 ГГц). Хотя это более затратный путь для операторов, мы уже давно потребовали от них создать три тестовые доны 3G в диапазоне 900 МГц. С одной стороны, такое решение было бы менее затратным (чем ниже частота работы БС, там больше радиус соты), но с другой стороны, в этом диапазоне тоже требуются конверсионные работы участков спектра. Кроме того, у МТС и «ВымпелКома» частот в диапазоне 900 МГц достаточно, а вот у «МегаФона» нет, там есть чересполосица. В этом вопросе нужна именно сильная согласовательная работа операторов».
Замминистра ответил и на вопрос о перспективе перенесения номеров в России (MNP – Mobile Number Portability). По его словам, есть несколько аспектов переносимости номеров: номер фиксированной связи, номер подвижной связи при переходе от оператора к оператору и номер, который «будет с вами всегда». В фиксированных сетях такой переход будет определяться уровнем развития того или иного региона, поскольку переносимость будет осуществляться в рамках нумерации этого региона. Перенос номера от одного оператора сотовой связи к другому ставит в чистом виде сложные экономические вопросы.
О трудностях, а также путях их преодоления и сроках предоставления услуги Наум Мардер сказал следующее: «Это просто услуга для пользователей: сколько и кто за нее будет платить, где находится разумная грань цены и потребности? Все будет определяться экономическими расчетами. Кто за это должен платить, кто должен вести базу данных, захочет ли пользователь, у которого будет абонентский номер, заплатить столько, сколько это будет реально стоить для нашей страны? Думаю, что нет. В принципе, все может получиться, если найдутся источники финансирования, сообразные с размерами наших сотовых сетей, но когда это произойдет, мы пока ответить не готовы. Некоторые эксперты сообщали, что решение по переносимости номеров отложили на пять лет. Может быть, и на этот срок, но мы об этом не говорили».
Замминистра также официально огласил принципы и сроки объединения телефонных сетей Москвы и Московской области. В конце прошлой недели Минюст зарегистрировал приказ министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева, связанный с развитием сети Москвы и Московской области как единой местной телефонной сети связи, который конкретизирует вопросы особенностей построения этой сети, порядок пропуска трафика и порядок использования ресурсов нумерации.
Сама сеть Москвы еще во многом аналоговая, и при полной замене оборудования сам процесс изменений обошелся бы очень дорого. Поэтому было принято нестандартное решение, использующее разработки научно-технического центра «Протей» (Санкт-Петербург). По словам Наума Мардера, разработанные его специалистами «медиаторы» позволяют модернизировать сеть без замены самих станций, в результате чего стоимость проекта в расчете на одного абонента не превысит нескольких долларов.
«Как единая система сеть Москвы и ближнего Подмосковья начнет функционировать 10 января 2011 года. При этом мы переходим к единому плану нумерации и единой схеме набора, когда все абоненты будут набирать префикс междугородного выхода и дальше сам номер, в результате десятизначный набор будет полностью идентичен номерам сотовой связи», – заявил Наум Мардер.
На вопрос о перспективе подобного решения для Санкт-Петербурга и Ленинградской области г-н Мардер ответил, что в этом случае для объединения телефонных систем нет ни достаточных законодательных инициатив, ни практической необходимости.
В заключении пресс-брифинга Наум Мардер обозначил личную позицию на развитие в России виртуальных операторов (MVNO – Mobile Virtual Network Operator): «Мое личное мнение, что в России на данной стадии развития нашего телекоммуникационного рынка виртуальные операторы не нужны. У нас иное развитие рынка вообще, другие подходы к сегментации групп пользователей, иной менталитет пользователей. Кому-то казалось, что если выдадут лицензии, то можно будет достичь коммерческого успеха. На Западе, к примеру, виртуальный оператор может объединить болельщиков футбольного клуба. У нас этих болельщиков, может быть, даже больше, но вот объединяться с виртуальным оператором они почему-то не желают. Пока я вижу со стороны, что никакого успеха нет. С моей точки зрения, то, что хотели сами операторы, они не получили. Если это будет способствовать снижению цен, то мы будет способствовать возникновению MVNO, но если целями их создания будут какие-то личные цели узкой группы лиц, то нет».