4 главных тренда в цифровизации образования в России

Цифровизация сферы образования в России подразумевает активное внедрение современных технологий в образовательных учреждениях, а также введение в школьные и вузовские программы курсов по российским программным продуктам. В этом процессе наметились четыре ключевые тенденции, связанные, прежде всего, с концепцией технологического суверенитета, повышением экспертизы российских разработчиков и потребностью ИТ-рынка в квалифицированных специалистах, готовых взаимодействовать с отечественными решениями. Все эти тренды ярко проявились в выступлениях спикеров отраслевой практической конференции «Астра» в образовании: от преград к прогрессу», которую «Группа Астра» провела в Москве 31 октября 2023 года.

Тренд №1: импортозамещение

По словам заместителя директора по маркетингу «Группы Астра» Анастасии Спирьковой, сегодня количество организаций, работающих на отечественных решениях, превысило 10000, и оно постоянно растет. «Большинство работодателей нуждаются в специалистах, которые умеют работать на отечественном программном обеспечении. Задача представителей сферы образования – научить студентов тому, как работать на отечественном ПО и как его разрабатывать», – отметила она.

 

Анастасия Спирькова, заместитель директора по маркетингу «Группы Астра»

 

Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец рассказал о проекте ФГИС «Моя школа». В его основе – идея о тесном взаимодействии инфраструктуры, ПО и образовательного контента.

Проректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Богдан Легостаев представил «Цифровую экосистему дополнительного профессионального образования» для управленческих кадров и педагогических работников, которая существует в академии с 2021 года.

 

 

В целом «Группа Астра» выстраивает комплексную систему подготовки кадров, реализует поддержку образовательного процесса на всех уровнях. Компания предлагает образовательным организациям стек решений своей экосистемы. Также разработан репозиторий, в который входят различные прикладные программы, совместимые с ОС Astra Linux – для школ и колледжей это 64 наименования ПО, а для вузов – 160. В совокупности они позволяют организации импортозаместиться более, чем на 80%.

Тренд №2: взаимодействие вендоров, ИТ-сообщества и профильных ИТ-ассоциаций

Проректор Академии социального управления Людмила Бокова рассказала о нормативном регулировании отрасли образования, особенностях платформы цифровой образовательной среды и цифрового образовательного контента.

«Группа Астра» традиционно поддерживает замечательное комьюнити участников образовательного процесса, а также проводит большую работу, связанную с обеспечением процесса, внедрением инновационных технологий и обучением специалистов работе со своими продуктами», – добавила она.

Партнерами мероприятия стали российские ИТ-разработчики: ICL Техно, Р7-Офис и DION. Каждый из них представил решения, востребованные при организации образовательного прцесса и совместимые с ОС Astra Linux.

Тренд №3: комплексное сопровождение

Деятельность «Группы Астра», направленная на формирование кадрового потенциала ИТ-отрасли, включает в себя несколько взаимосвязанных инициатив. Так, проект «Астра-школа» направлен на обучение школьников программным продуктам «Группы Астра», а также на повышение квалификации учителей, предоставление методических материалов и обеспечение школ лицензиями на программные продукты. Сегодня уже более 150 школ по всей территории России участвуют в этой программе.

 

Денис Давыдов, руководитель направления Департамента образования «Группы Астра»

 

Руководитель направления Департамента образования «Группы Астра» Денис Давыдов особое внимание обратил на информационно-методическую и техническую поддержку школ: курсы для учителей информатики, информационный интернет-портал для обмена опытом easyastra.ru, библиотеку приложений и образовательное сообщество.

В рамках проектов «Астра-колледж» и «Астра-университет» проводится обучение студентов программным продуктам в рамках основных или дополнительных дисциплин. Программа «Астра-стипендия» позволяет студентам, успешно прошедшим сертификацию и хорошо проявившим себя на стажировке, участвовать в конкурсе на стипендию от «Группы Астра» в течение всего учебного года, а также в проектной деятельности. Программа «Астра-карьера» связывает выпускников и работодателей и помогает молодым специалистам в трудоустройстве.

 

 

Помимо долгосрочной, компания занимается и оперативной подготовкой кадров через сеть авторизованных учебных центров, которых сегодня уже более сотни по всей России.

Программа «Астра-академия» направлена на подготовку преподавателей для учебных центров, университетов и колледжей, а также учителей информатики.

Тренд №4: активное обучение и внедрение российского ПО

«Количество наших партнеров-образовательных организаций по всем уровням на сегодняшний день превышает 500. В год благодаря нашим программам выпускается около 15 тысяч подготовленных специалистов. Более 1,5 тысяч студентов участвуют в проекте «Астра-карьера» и около 300 – в проекте «Астра-стипендия»», – поделился с ICT-Online.ru статистикой директор департамента образования «Группы Астра» Федор Кирдяшов.

 

Роман Борисов, заместитель коммерческого директора по сектору образования «Группы Астра»

 

Заместитель коммерческого директора по сектору образования «Группы Астра» Роман Борисов рассказал о комплексном решении «Группы Астра» для вузов, в которое входят бессрочная ОС с годовой техподдержкой, методические материалы по переходу на отечественные решения, программы по обучению, доступ к обновлениям ОС, возможность работы с цифровым образовательным контентом. Продукты «Группы Астра» присутствуют в инфраструктуре уже более 500 вузов. Многие из них становятся центрами компетенций по российскому софту.

В подтверждение этого на конференции «Астра» в образовании: от преград к прогрессу» выступили представители Академии Softline, МИРЭА, МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ТУСУР (Томск) и других организаций.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: ПО

Ключевые слова: Astra Linux