В последнее время наиболее распространен подход, при котором ответственный за информационные технологии или руководитель конкретного проекта должны обосновать инвестиции владельцу фирмы, совету директоров или топ-менеджменту. Иными словами, происходит “продажа” проекта внутри компании. Михаил Антипкин уточняет, что эта тенденция сформировалась ввиду нескольких ключевых причин:
Во-первых, сократился горизонт планирования: если раньше бизнес спокойно опирался на средне- и долгосрочные стратегии, то сейчас нужны более оперативные планы действий.
Во-вторых, аналогично изменились ожидания в части сроков окупаемости вложений: бизнес требует видимых результатов в сокращенные временные диапазоны.
В-третьих, в связи с внедренными санкциями, пересмотром логистических цепочек, появлением отечественных аналогов возросло количество альтернативных ИТ-проектов, рекомендованных к внедрению и конкурирующих друг с другом.
При этом стоимость информационных решений и утилит, в среднем, выросла на 10-20%, а общая стоимость проектов - на треть. Вдобавок Михаил Антипкин отмечает, что резкие возрастающие колебания ключевой ставки снижают доступность кредитных средств. И, конечно, существует ряд приоритетных для внедрения направлений, например, замена ушедших с рынка сервисов.
Все это ставит руководителей IT-проектов перед необходимостью не просто подготавливать грамотные технические решения, но и наглядно демонстрировать их бизнес-эффективность и инвестиционную привлекательность.
Михаил Антипкин подчеркивает, что как в зарубежной, так и в отечественной практике уже давно существуют методики, позволяющие оценить ожидаемую окупаемость вложений. Очевидно, что точность такой оценки будет зависеть от ряда факторов, главными из которых станут четкое определение типа ИТ-проекта и возможность количественной оценки поставленной цели. Например, если перед бизнесом стоит задача в части управления складскими запасами, то можно сформировать четкие метрики и ключевые показатели эффективности деятельности (KPI), которые можно отследить и спрогнозировать. При этом существуют четкие бизнес-процессы и сотрудники, которых затронет конкретный проект. Если же необходимо перейти на отечественный аналог ввиду ухода с рынка зарубежного продукта, то для компании это воспринимается как нечто нецелесообразное, двойная плата за одно и то же решение, хотя такой проект будет обязательным к внедрению.
Помимо этого, крайне важно грамотно проанализировать текущее состояние бизнеса, потребности, которые важно закрыть, и задачи, которые важно решить. Немаловажным будет и человеческий фактор, а именно ответственные за внедрение - в ряде случаев грамотнее будет доверить эту работу привлеченным специалистам с опытом, нежели пытаться реализовать это внутренними силами компании.
Соответственно, гарантировать высокий возврат инвестиций в IT-решения можно в том случае, если каждый предшествующий внедрению этап был проведен грамотно и всеобъемлюще, включая работу с персоналом компании, а сам процесс был выполнен опытной и слаженной командой. В противном случае есть риск не только не окупить вложения, но и потерять весомую сумму, а также время и конкурентное преимущество.