В рамках ПМЭФ-2023 были анонсированы беспилотные грузовики, которые будут курсировать по трассе М-11 из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Уже сейчас в рейс поставили три магистральных тягача «КАМАЗ». В июле этого года планируется запустить еще три единицы беспилотников, а к 2024 году их число должно увеличиться до двенадцати. Об этом сообщил Виталий Савельев, министр транспорта РФ. Компания «КАМАЗ» как производитель сотрудничает с ГК «Автодор», которая занимается оборудованием для трасс, а также обеспечивает обмен информацией между транспортным средством и компонентом интеллектуальной транспортной системы – динамической цифровой картой.
Для того, чтобы новые машины имели доступ к трассе М-11, необходимо, чтобы грузовик находился с базе МВД в статусе беспилотника и прошел оценку на соответствие требованиям в части безопасности ФГУП «НАМИ». По данным Минтранса, всем этим критериям соответствует пока только «КАМАЗ». Однако есть предположение, что в ближайшем будущем на трассу смогут выйти и машины «Сберавтотеха», которые также будут управляться автономно. К данному эксперименту имеют отношение и другие перевозчики, среди которых ПЭК, «Газпромнефть-снабжение» и другие.
Магистральные тягачи «КАМАЗ-54901» проходят 650-километровый маршрут, курсируя между центрами логистики, без непосредственного заезда на территорию городов. Работать в таком режиме беспилотники будут круглосуточно, а остановки необходимы будут только для погрузки, выгрузки, дозаправки и техобслуживания. Первоначально в кабине присутствует оператор для проведения контроля за работой техники. Но через 100 часов безаварийного передвижения грузовик «заслужит» право передвигаться автономно, а мониторить этот процесс можно будет уже только дистанционно.
Первый зампред Правительства РФ Андрей Белоусов во время тестирования отметил, что в планах данного проекта – перевезти таким образом не менее 50 тонн грузов до конца текущего года. В 2024 году этот показатель должен увеличиться до 200 тонн.
По словам руководителя компании «Автодор» Вячеслава Петушенко, в 2024 году грузовые авто нового формата смогут курсировать из Казани в Питер по трассе М-12 по ЦКД. Согласно «дорожной карте» проекта, уже к 2030 г протяженность трасс для беспилотников должна быть увеличена на 19,5 тысяч километров.
Запуск беспилотников «КАМАЗ» утвержден в рамках экспериментально-правового режима (ЭПР), который был принят Правительством РФ еще в октябре 2022 года. Занимавший на тот момент пост министра экономического развития Максим Колесников пояснял, что действие данного режима распространяется на Санкт-Петербург и Ленобласть, Москву и Московскую область, а также на Новгородскую область.
Компания ПЭК, являющаяся одним из представителей логистической отрасли, принимала участие в тестовом запуске беспилотников. Так, в одном из грузовиков ехал груз именно этой компании. Планируется производить поставку грузов от ПЭК между Питером и Москвой, начиная с четырех рейсов в сутки. При этом на конечных точках потребуется помощь дополнительного грузовика с водителем: первый будет доставлять груз на прицепе до трассы, а другой будет принимать содержимое на съезде с М-11. Таким образом, большая часть пути будет проделана беспилотником, что сократит время поставки. В будущем ПЭК планирует увеличить количество таких рейсов.
По словам замдиректора ПЭК Вадима Филатова, развитие логистического рынка в данном направлении перспективное. Также он отметил, что возросшие по сравнению с 2021 годом затраты на техобслуживание транспорта в 2022 году спровоцировали увеличение общих затрат на перевозку на 21%. Это важный повод присмотреться к переходу на поставки грузов фурами-беспилотниками. Дефицит рабочей силы так же сыграл немаловажную роль на развитие рынка автомобильных грузоперевозок, ведь за последние пять лет нехватка водителей выросла на 9%. Применение технологии вождения без непосредственного нахождения человека в кабине позволит увеличить число рейсов.
Многие эксперты высказались на эту тему. Некоторые из них заявили, что данный проект является большим шагом в развитии грузовых перевозок России, но о полном внедрении беспилотного вождения для транспортировки грузов по всей стране говорить пока рано, важно отрегулировать многие юридические моменты. Другие представители индустрии предупреждают о том, что в настоящее время в нашей стране не налажено производство модулей обнаружения, а также анализа и управления беспилотниками. Именно поэтому масштабировать такие перевозки в ближайшее время не получится. Сейчас требуется тестирование не самих беспилотников, а отдельных автономных систем. Это позволит создать безопасную систему управления.