В рамках совместного эксперимента, проходившего на Сахалине, компании "Спутниковая система "Гонец" (входит в Госкорпорацию "Роскосмос") и "Геоскан" передали данные о местоположении и телеметрические данные беспилотника в центр обработки данных спутниковой системы "Гонец". Также они смогли отправить команду через спутник о принудительном возвращении беспилотного воздушного судна на место запуска.
Такие технологические решения востребованы для обеспечения возможности отслеживать местоположение беспилотных воздушных судов там, где отсутствуют другие каналы связи.
Для тестирования технологии использовалось беспилотное воздушное судно "Геоскан 201", оснащенное экспериментальным бортовым модемом "Гонец" и антенной в специальном облегченном форм-факторе. С 13 по 16 июля 2024 г. компании выполняли наземные тесты и полеты на аэродроме "Пушистый", в ходе которых оценивали возможность установки связи, передачи данных телеметрии с борта "Геоскан 201" на космический аппарат "Гонец-М" и отправки команд с наземной станции управления "Геоскана" на беспилотник через спутник.
Всего компании выполнили шесть таких полетов, получили 218 информационных сообщений с телеметрией беспилотника на FTP-сервере системы "Гонец" и передали три информационных сообщения с командами управления в полете по обратной связи.
"Мониторинг и управление беспилотником со спутника позволит существенно расширить его радиус контролируемого действия. Пока он ограничен возможностями применяемых стандартов. Технология расширяет возможности применения беспилотных авиационных систем (БАС). Например, можно вести аэрофотосъемку или геологоразведку с беспилотника в удаленных от населенных пунктов территориях и точно знать, где именно он находится, даже если он в горной местности вне прямой радиовидимости и вне зоны покрытия мобильных сетей. Тогда в нештатной ситуации его можно найти, что крайне важно для дорогостоящей аппаратуры", - подчеркнул представитель пресс-службы компании "Геоскан".
Генеральный директор АО "Спутниковая система "Гонец" Павел Черенков считает, что спутниковая связь откроет в использовании беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) несколько важных перспектив: "Во-первых, это возможность загоризонтного управления. Спутниковый канал делает возможным передать на БПЛА команду в любой точке, а не только в границах стандартной радиолинии управления. Например, команду на изменение курса или возврат. Во-вторых, это мониторинг местоположения и состояния БПЛА в удаленных районах. В-третьих, передача целевой информации. Если БПЛА используется в целях мониторинга или съемки, спутниковый канал позволит оперативно получать данные от него на пункт управления. Однако, среди небольших недостатков можно отметить больший вес спутникового связного оборудования в сравнении с оборудованием наземных систем".
Генеральный директор и основатель компании "Флай Дрон" Никита Данилов рассказал, в каких отраслях будет востребована технология: "В первую очередь, спутниковые технологии будут полезны предприятиям топливно-энергетического комплекса в проведении мониторинговых миссий на объектах, многие из которых как раз и расположены в отдаленных районах России. Также в мониторинге будет заинтересован стройкомплекс. Безусловно, в один ряд с мониторингом встает логистика. Транспортники станут активными пользователями беспилотных спутниковых технологий. Туда же добавим и военных. Исключение из этого списка - пожалуй, лишь сельское хозяйство. Агродронам спутники не помощники. Там просто не нужны такие системы управления".
Павел Черенков уверен, что технология в дальнейшем может быть востребована не только в районах, где отсутствуют другие каналы связи: "В сочетании с другими средствами связи спутниковый канал может использоваться как резервный. Например, если дрон вышел из радиуса радиовидимости или попал в зону интенсивных помех, канал обеспечит его возврат и сведет к минимуму риск потери БПЛА. Помимо этого, возможны гибридные решения, когда наземные средства используются на БПЛА в зоне их радиовидимости, а за пределами автоматически включается спутниковый канал. Также наличие спутниковых каналов на беспилотниках может заменить потребность в строительстве дорогостоящей наземной инфраструктуры для связи с ними в тех районах, где это экономически неэффективно".
Павел Королев