Безопасность детей в Интернете: онлайн-курс для родителей от «Ростелекома»

«Ростелеком» подготовил для родителей серию онлайн-уроков, посвященных обеспечению безопасности детей в сети Интернет. В конце января компания также провела два вебинара, посвященных этой же теме. Представленные материалы базируются на масштабном совместном исследовании «Технологии защиты детей в интернете», проведенном компаниями «Ростелеком», MINDSMITH и Альянсом по защите детей в цифровой среде.

Наверное, каждый их родителей задумывался о том, с какими рисками может столкнуться его ребенок, проводя время в Интернете. Опасностей действительно очень много. Компания «Ростелеком» совместно с Альянсом по защите детей в цифровой среде и компанией MINDSMITH подготовила на эту тему глобальное исследование, которое сегодня выложено в открытом доступе на сайте оператора связи.

Родители могут получить информацию о киберрисках, существующих для детей, в нескольких форматах. Записи вебинаров и само исследование можно найти на сайте «Ростелекома». Для тех, кому проще воспринимать информацию в более лаконичном виде, там же есть брошюра, в которой сжато перечисляются основные постулаты исследования.

Для максимального погружения в тему в видеоформате подготовлена серия коротких видеоуроков. Всего уроков 11, некоторые из них разбиты на две части. В среднем длина урока составляет от 10 до 20 минут. Самый длинный, десятый, урок займет 35 минут, а самые короткие – вводный и заключительный – чуть более трех минут.

Структура онлайн-курса

На вводном уроке ведущая рассказывает о структуре курса, перечисляя риски для ребенка, связанные с использованием сети Интернет, и рассказывая о шести кластерах, на которые эксперты условно поделили все возможные угрозы. Первый кластер – криминальные риски, второй – риски маркетингового давления и потери денег, третий – личностные атаки и психологическое насилие, четвертый – использование детей для создания цифрового контента (фото, видео), пятый – информационное давление, шестой – формирование зависимости от интернет-среды.

В последующих видео специалисты более подробно разбирают отдельные угрозы из упомянутых выше кластеров. В конце каждого тематического урока родителям дает советы клинический психолог. Кроме того, под видеоуроком размещена ссылка на pdf-файл, в котором резюмируются основные советы психолога.

Вовлечение детей в криминальные истории

В Интернете нередко встречаются инциденты, связанные с вовлечением детей в криминальные сообщества, продажей запрещенных товаров и услуг, проявления радикализации и экстремизма, а также траффикинг.

Ведущий обучающего курса - Руслан Юсуфов, футуролог, эксперт в области цифровой трансформации и технологических трендов, управляющий партнер MINDSMITH

«Траффикинг» – это торговля людьми. Благодаря сети Интернет у преступников появляется дистанционный доступ к нелегальному мировому рынку работорговли. Интернет используется как для вербовки людей (посредством размещения рекламы в различных чатах), так и для отслеживания местонахождения жертвы, а в дальнейшем – для проведения видеотрансляции с ее участием, чтобы показать товар «лицом» потенциальному покупателю.

В дальнейшем жертв траффикинга могут использовать, в том числе, для принудительного вступления в брак, сексуальной эксплуатации, рабства или даже продажи на органы. Более половины всех жертв – дети 15-17 лет. По оценкам экспертов, ежегодный доход преступников от торговли людьми – $150 млрд.

Специалисты приводят примеры реальных историй, произошедших с детьми и иллюстрирующих каждый отдельно взятый риск. Так, например, иллюстрируя ситуацию с продажей запрещенных товаров и услуг, приводится пример с покупкой аккаунта каршеринга семнадцатилетним юношей. Получив нелегальный доступ к управлению автомобилем, подросток спровоцировал аварию, что привело к  госпитализации троих человек: самого несовершеннолетнего водителя и двоих его пассажиров- подростков.

Вред интернет-маркетинга

Маркетинговое давление может оказываться в сети даже на взрослого, не говоря уже о ребенке. Специалисты рассматривают Интернет в контексте сбыта товаров, опасных для жизни и здоровья – некачественных, несертифицированных и т.д., продвинутые методики маркетинга, темные паттерны и онлайн-мошенничество.

Пример темных паттернов – это дизайнерские решения или психологические уловки для подталкивания пользователя к определенным решениям. Например, синдром «упущенной выгоды» в играх для детей и подростков проявляется через ограничения по времени: это могут быть таймер для выполнения заданий или сезонные товары. Кроме того, предлагаются дорогостоящие артефакты или легендарные персонажи, подчеркивающие статус их владельца.

Всё в игре направлено на то, чтобы ребенок проводил в ней как можно больше времени. Она начинается с максимально легких заданий, но постепенно происходит повышение сложности, уровни требуют всё больше времени для выполнения, что приводит к необходимости находиться в приложении почти круглосуточно.

Еще одна уловка маркетологов – специальная игровая валюта, скрывающая реальную стоимость виртуальных предметов. Продажа такой валюты оптом с большой скидкой кажется уникальной возможностью купить больше и дешевле, однако фактически заставляет пользователя проводить еще больше времени в игре, а значит, впоследствии тратить еще больше реальных денег.

Одна из схем онлайн-мошенничества, на которую легко может повестись ребенок, – кража данных с помощью программы, якобы позволяющей «накрутить» игровые преимущества. Для того, чтобы воспользоваться данной программой, пользователю предлагается ввести данные от игрового аккаунта на фишинговом сайте, маскирующемся под экран входа в онлайн-сервис для скачивания игр (например, Steam). В результате игрок передает логин-пароль, злоумышленники входят по ним в аккаунт и перепродают имеющиеся в нем дорогостоящие игровые предметы другим игрокам.

Психологическое давление

К направлению личностных атак и психологического насилия относятся кибербуллинг (травля), сталкинг (слежка и преследование), груминг (вхождение в доверие с целью личного или дистанционного сексуального общения) и сексуальные домогательства.

Подробно рассмотрим ситуацию кибербуллинга – повторяющихся эпизодов травли в Интернете. Такая травля может переходить из Сети в реальную жизнь или, наоборот, переноситься в Интернет из школьных взаимоотношений. Опасна она тем, что ребенок внезапно начинает испытывать страх и подавленность, так как в ход пускаются угрозы, оскорбления и другие методы. Однако не всегда это возможно заметить сразу со стороны. Ребенок становится раздражительным, снижается внимательность и успеваемость, уверенность в себе, могут возникнуть пищевые расстройства, депрессии и мысли о суициде.

Ведущая обучающего курса - Дарья Воронина, автор исследования «Технологии защиты детей в интернете», директор по развитию обучающих программ MINDSMITH

В кибербуллинге могут принимать участие не только сверстники жертвы, но и взрослые психически неуравновешенные люди. По данным ряда исследований, каждый третий ребенок занимался травлей своих сверстников в интернете, а 28% детей в возрасте от 10 до 18 лет хотя бы раз становились жертвой кибербуллинга.

Рассматривая примеры кибербуллинга в сети, эксперты приводят ситуацию, в которой восемнадцатилетнему подростку было предъявлено фейковое обвинение в подготовке к хулиганству с применением оружия, за которое грозит до семи лет тюремного заключения. Подростка оскорбляли и унижали в сети сверстники, выкладывая соответствующие видео. Когда после очередного инцидента юноша пообещал «пристрелить» обидчиков, один из участников травли заявил о готовящемся преступлении, после чего жертва превратилась в обвиняемого.

«Оцифрованный» ребенок

Отдельный вид рисков в Интернете – цифровая эксплуатация и создание цифрового контента при помощи ребенка. К таким опасностям относятся доксинг (слив в сеть личных данных жертвы, будь то адрес или информация интимного характера), создание и распространение детских порнографических материалов, кража, сбор и эксплуатация персональных данных, а также шерентинг (использование детей родителями для создания контента).

Очень распространен такой риск, как сбор и эксплуатация персональных данных. Чаще всего дети сами распространяют персональную информацию в соцсетях, выкладывая ее в общий доступ, не задумываясь о последствиях. Причем если большинство из них понимает, что, например, номером телефона делиться не следует, то многочисленные фотографии и видео постятся ребенком абсолютно безбоязненно. А на основании этих данных зачастую мошенники могут получить хронику личных событий, вычислить местоположение ребенка, образ жизни и поведенческие установки.

Кроме того, злоумышленники могут использовать фишинговые программы или взламывать детские аккаунты для получения персональных данных. По данным исследований, каждый четвертый ребенок сталкивался в сети с обманом и кражей личных данных. При этом часто информация, оставленная в сети ребенком, использовалась для розыгрышей или личных оскорблений. Каждый десятый ребенок называл CVC-код от своей банковской карты злоумышленникам, а 12% передавали свои паспортные данные. 20% приложений для детей в Google Play нарушают политику конфиденциальности. А 80% приложений родительского контроля запрашивают доступ к местоположению ребенка, календарю, контактам и хранилищу, хотя в этом нет необходимости.

Опасная информация

Информационное давление на ребенка также может быть опасным. К нему относится и информация, не предназначенная для совершеннолетних: содержащая сцены насилия, порнографический контент, дезинформацию, а также всевозможные популярные челленджи, призывающие «за компанию» выполнить какие-либо опасные или противоправные действия.

Рассмотрим более подробно, как может повредить дезинформация. Сегодня дети много проводят времени в Сети, и чаще всего именно через Сеть свободно исследуют, как устроен мир, собирают данные и обсуждают их с другими людьми. Однако они не способны полноценно анализировать полученную информацию.

В некоторых случаях дети сами создают ложную информацию и распространяют ее в социальных сетях. Например, новая технология – дипфейки – позволяет до неузнаваемости изменять видео, заменяя лицо одного человека на другое, и результат выглядит очень реалистично. Несмотря на то, что дипфейки дают множество возможностей для мошенников или злоумышленников, есть и положительные моменты – подобные программы могут использоваться для создания обучающих видео с историческими персонажами.

Еще одним видом дезинформации является астротурфинг – маскировка искусственно сформированного общественного мнения под настоящее. Также в сети набирает обороты газлайтинг – тип психологического насилия, при котором у жертвы искусственно формируется чувство сумасшествия и искажения реальности.

Многие дети устанавливают парасоциальные отношения с блогерами, за которыми следят, поэтому с легкостью соглашаются с их мнением, благодаря чему не только впитывают эту информацию, но и делятся ею с друзьями как достоверной.

Еще одним «бичом современности» являются челленджи: кто-то из инфлюэнсеров закидывает в Сеть видео, на котором он совершает какое-либо действие, и бросает вызов своим подписчикам с тем, чтобы они повторили его, также записав на видео и выложив на своих каналах. Из-за этого достаточно нелепые поступки могут совершать миллионы детей.

Так, 46 млн просмотров набрало TikTok-видео со сценой употребления мускатного ореха. Дети поедали его в больших количествах для того, чтобы испытать галлюцинации, однако, не рассчитав дозировку (поскольку в видео об этом ничего не говорилось), вместо этого получали симптомы отравления: тошноту, рвоту, тахикардию. Подобный эффект может наступить уже после приема в пищу одной чайной ложки мускатного ореха. Повторять данный опыт и подобные глупые челленджи смертельно опасно.

Зависимости

Специалисты, создающие сайты, приложения и игры, в первую очередь работают над алгоритмами удержания внимания, что, в свою очередь, приводит к зависимостям и аддикциям. Это может быть игровая зависимость или же зависимость от непрерывного использования Интернета.

В данном случае более важно рассмотреть сами алгоритмы, из-за которых ребенок становится зависимым. Алгоритмы анализируют реакцию пользователя, считывая отклик на показ той или иной публикации, исходя из чего формируют соответствующие рекомендации, а также показывают таргетированную рекламу.

Внимание пользователя приковывают так называемые «дофаминовые петли» – одобрение в виде лайков, просмотров и т. д. В играх тоже создаются подобные петли, постоянно заставляющие пользователя ощущать непреодолимое желание следить за новостями в игре. Этого разработчики добиваются, оставляя незавершенными игровые действия и активируя у пользователя синдром упущенной выгоды.

Алгоритмы удержания стремятся показать пользователю только ту информацию, которая будет ему интересна, из-за чего каждый существует в собственном информационном пузыре, влияющем впоследствии на формирование привычек и мировоззрения. Зависимость от компьютера также влияет на анатомические изменения в строении мозга, чему больше всего подвержены несовершеннолетние. Увеличение времени, проведенного за экраном ПК, вызывает у детей гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Согласно исследованиям, до 40% восьмилетних детей проводят с гаджетами более двух часов в день, в то время как 16-летние дети тратят на них уже до восьми часов в день и более. Аналитика использования YouTube детьми от года до четырех лет, показывают, что даже такой юный контингент проводит большое количество времени на этой платформе.

Примерами игровой зависимости иногда могут служить не только дети, но и сами родители. Так, одна семейная пара, несмотря на рождение дочери, предпочитала всё свободное время проводить в интернет-кафе, где они играли в игру Prius Online – показательно, что геймплей состоял в том, чтобы ухаживать за виртуальным малышом. Домой они возвращались только для того, чтобы покормить новорожденную дочь смесью. Однажды, вернувшись после двенадцатичасовой игровой сессии, они обнаружили ребенка мертвым. Полиция установила, что он умер от голода, и начала расследование по данному делу.

Риски будущего

Освещая интернет-риски, которые будут актуальны в дальнейшей перспективе, специалисты отмечают, в первую очередь, возможность влияния на детей со стороны инфлюенсеров, захватывающих всё большее количество внимания, а также опасность общения в виртуальной реальности и метавселенных.

Со стороны искусственного интеллекта – опасность кроется не только в том, что он может стать потенциальным инструментом преступников. Велика и вероятность ошибки искусственного интеллекта в случаях, когда родители пытаются переложить на ИИ воспитание детей.

Эксперты также рассматривают дистанционные способы эксплуатации детей, опасность цифрового следа и оставления биометрических данных. Они рассказывают, как осуществляется трансформация социальных навыков детей, как популяризуются «серые» взаимодействия посредством Сети, а также об ужесточении цифровой войны.

На фоне этого имеется и рост цифрового разрыва между детьми, находящимися в мегаполисах и имеющими доступ к Сети и всевозможным цифровым сервисам, с теми, кто живет в труднодоступных и удаленных географических локациях, где Интернет пока не стал настолько сильно распространен.

Рекомендации для родителей

Несмотря на многие опасности Сети, Интернет является на сегодняшний день неотъемлемой частью нашей жизни. Взаимодействие с ним требует соблюдения определенных правил, позволяющих избегать большинство указанных выше рисков.

Ведущая обучающего курса - Мария Афонина, клинический психолог, эксперт программы «Травли NET» АНО «БО «Журавлик»

Советы психолога преимущественно сводятся к тому, что с ребенком необходимо, во-первых, всегда и по любому поводу разговаривать, а во-вторых, спокойно обсуждать происходящее, даже если родителя тревожит ситуация. Кроме того, родитель должен оказать ребенку поддержку, быть на его стороне, чтобы сохранить его доверие. В случае, если ребенок чем-то сильно обеспокоен, а родитель не способен помочь ему справиться с ситуацией, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

Помимо обсуждения ситуации с ребенком и доверительных отношений, есть и технические способы избегать большинства рисков. Это предиктивная аналитика, детские социальные сети, специальные практики разработки, которые должны учитывать разработчики детского контента, инструменты родительского контроля и мониторинга (приложения, надстройки), интернет-фильтры.

В случае, если неприятная ситуация произошла с ребенком, он должен знать, что существуют специализированные центры, которые могут оказать помощь именно по этому направлению. Это может быть помощь психологов, волонтеров, а также правозащитников. В этом плане есть помощь как от живых людей, так и от чат-ботов, помогающих подобрать оптимальную социальную службу, например, чат-бот «Трудно подростку».

Определенные инфраструктурные решения также позволяют отслеживать мошенников, злоумышленников и других преступников в Интернете, а также делиться данными с другими разработчиками. Это целая совокупность взаимосвязанных решений, обеспечивающая непрерывную безопасность в пространстве и времени.

Специалисты, участвующие в онлайн-курсах «Ростелекома», рекомендуют использовать весь спектр средств для борьбы с угрозами в Интернете. Это не только разговоры с ребенком, но и технические средства: родительский контроль, интернет-фильтры и другие. Также важно заинтересовать ребенка для того, чтобы он сам изучал тему безопасности в Сети, стал экспертом в этой области и сам рассказывал родителям, как избежать тех или иных рисков. Главное – не стоит останавливаться в изучении киберрисков, поскольку они будут расширяться и развиваться.

В качестве «домашнего задания» для родителей эксперты предлагают файл с дополнительной информацией, которую при желании можно изучить по данной теме. Это блоги, книга, материалы исследований и фильмы.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Web, Безопасность

Ключевые слова: Ростелеком, веб