Как рассказали в билайне, злоумышленники, скрывая следы при совершении мошеннических звонков, используют огромное количество SIM-карт. Возможность приобрести у недобросовестных распространителей неограниченное число номеров без оформления привлекает их гораздо больше, чем обычных пользователей услуг мобильной связи. Именно за счет этого рынок SIM-карт продолжает расти огромными темпами, несмотря на то, что на сегодняшний день в России уже практически каждый взрослый человек и большинство детей, начиная с самого раннего возраста, уже обзавелись постоянными номерами.
Мошенники часто меняют SIM-карты не только для того, чтобы совершать звонки с целью выманить у жертвы персональные данные, убедить ее перевести деньги на чужой счет или поделиться пин-кодом банковской карты. Помимо этого, серые SIM нужны для регистрации многочисленных фейковых аккаунтов на любых ресурсах – начиная от соцсетей и мессенджеров и заканчивая маркетплейсами. С помощью такой схемы можно, например, оставлять не соответствующие действительности отзывы на продукты, устраивать ажиотаж в комментариях, втираться в доверие к пользователям и совершать множество других вещей, которые могут тем или иным способом нанести ущерб.
Выступление генерального директора билайна Александра Торбахова.
Кадр из фильма «Темная сторона телекома»
759 000 спам-звонков отследили специалисты билайна за первые 5 месяцев 2024 года в Петербурге. Наибольшее количество спам-звонков в этом году было зафиксировано 17 мая.
Средний возраст людей, кому наиболее часто звонят мошенники, отличается в зависимости от пола: для мужчин это 39 лет, а для женщин – 48 лет.
640 000 раз мошенники звонили пожилым людям с целью ввести в заблуждение, этот трафик был вычислен и заблокирован системами безопасности билайна.
Система «Купол безопасности» – надежная защита абонентов билайна.
Источник: презентация билайна
Мошенники также пользуются новыми технологиями, и используют автодозвон: так, зафиксирован случай, когда в течение 12 минут мошенник совершил 2502 звонка. Однако он так и не смог прорвать оборону – «Купол безопасности» билайна.
Тем не менее, по статистике билайна, каждую секунду абонентам в целом по стране поступает 94 мошеннических звонка. За 2023 год злоумышленниками таким способом было похищено около 250 млрд рублей.
Что же предпринимается для того, чтобы минимизировать вред от спамеров и мошенников? Как в билайне предотвращают мошеннические схемы?
Для этого в компании есть несколько нововведений: например, уже упомянутый «Купол безопасности». Инструмент на основе технологии искусственного интеллекта по различным критериям анализирует номер, с которого осуществляется звонок, и если вызов распознается как мошеннический, этот трафик блокируется. Абоненту высылается предостережение о том, что началась мошенническая атака и ему стоит быть более внимательным к звонкам и сообщениям в мессенджерах и соцсетях.
Результаты работы билайна над повышением безопасности абонентов.
Источник: презентация билайна
Кроме того, эффективно работает сервис «Этикетка»: данные доверенной компании высвечиваются у абонента на экране мобильного, даже если ее номер не записан в его телефонную книжку. Звонок будет сопровождаться пометкой, например, «банк», «доставка» или «парикмахерская». Так же маркируются и SMS. В случае, если оператор сомневается в положительных намерениях звонящего, абонент может получить подпись к незнакомому номеру «возможно, спам».
Еще один немаловажный момент – двухфакторная авторизация при замене SIM-карты. Это делается для того, чтобы пресечь ситуацию, когда мошенник заявляет об утрате SIM-карты вместо реального абонента и, используя поддельный паспорт, получает вместе с номером жертвы доступ к большинству его сервисов.
Помимо этого билайн заботится об абонентах и в других ситуациях: например, защищает от внезапного отключения от услуг связи при отрицательном балансе с опцией «Поддержка при нуле», позволяет не забыть об оплате номеров других членов семьи с опцией «Общий баланс». Резервное копирование важных пользовательских файлов и их восстановление при утрате или поломке смартфона возможно с помощью «Облака билайн», в которое можно продублировать всё необходимое. Отслеживать геолокацию пожилых родственников или детей позволяет опцией «Семья рядом».
Еще одним шагом к безопасности пользователей и сокращению количества серых SIM стало более строгое отношение билайна к партнерам, распространяющим SIM-карты. Учитывая, что через партнерскую сеть продается около трети всех номеров, к каждому партнеру теперь присматриваются ещё более тщательно: если по реализованным номерам обнаруживаются нежелательные активности, агент теряет доверие оператора и сотрудничество с ним прекращается.
Другая полезная опция – «Виртуальный помощник» билайна. Цифровой ассистент готов самостоятельно пообщаться с тем, чей вызов кажется сервису подозрительным, и прислать абоненту запись этого разговора. Если для людей среднего возраста эту опцию можно включать по желанию в настройках телефона, то для пожилых, чей возраст превышает 60 лет, «Виртуальный помощник» подключается автоматически.
Для тех, кто всё же пострадал от мошенников, существует горячая линия – «Группа быстрого реагирования» билайна. Её операторы помогут максимально быстро перекрыть мошенникам доступ к счетам клиента или его аккаунтам – они созвонятся с банками, представителями Госуслуг или другими важными организациями,которые укажет клиент, и помогут устранить неприятные последствия нежелательного звонка.
Директор Западного региона билайн Екатерина Кудряшова в своем выступлении подчеркнула, что весной 2024 года билайн признан самым безопасным оператором России, по данным исследования ComNews Research.
Также она обратила внимание, что особое внимание в деятельности оператора уделяется эффективности инструментов против подмены номеров, защиты от нежелательных звонков и распространенности номеров на онлайн-биржах виртуальных номеров. Благодаря работе по этим направлениям компании удалось в два раза снизить количество звонков на горячую линию билайна за последние два месяца.