Банки раскритиковали принцип, по которому будет работать обязательная маркировка звонков. С 1 сентября операторы связи обязаны будут уведомлять абонентов о том, кто им звонит. Это позволит людям точно знать, что с ними связывается реальная компания, а не мошенники, которые представляются ее сотрудниками.
Закон о маркировке звонков уже принят, однако сейчас дорабатываются документы, регулирующие детали процесса. Национальный совет финансового рынка (НСФР) подготовил отзыв на соответствующий проект постановления правительства (есть у «Известий»). В объединении уверены, что принятие требований в сегодняшнем виде может привести к росту цен для граждан — либо на финансовые, либо на сотовые услуги.
Сейчас проектом предусмотрено, что передача информации от юрлица оператору происходит на договорной основе — маркировка в таком случае оказывается платной для инициатора звонка, пояснил глава НСФР Андрей Емелин. В такой ситуации затраты на внедрение нового сервиса будут переложены на бизнес, который нередко по закону обязан взаимодействовать с клиентами. Особенно много таких требований действует для финансовых компаний — банков, брокеров, страховщиков, микрофинансовых организаций.
— В целом это фактор разгона цен на финансовые услуги, — полагает Андрей Емелин.
Для нововведения в любом случае нужно будет развить инфраструктуру рынка связи, что потребует инвестиций, подчеркнули в пресс-службе Tele2. «Известия» направили запросы другим операторам мобильной связи.
В Минцифры уверены, что маркировка не скажется на абонентах-физлицах и тарифах для них. Тем не менее там уточнили «Известиям», что вопрос платы за пометки на вызовах будет дополнительно обсуждаться с компаниями и операторами связи. Нормативная база в этой части может поменяться, так как оценку расходов операторов на обязательную маркировку звонков еще предстоит доработать. Плата за такие услуги со стороны компаний как раз могла бы помочь операторам компенсировать часть затрат, полагают в ведомстве.
Однако на финансовом рынке считают, что перекладывать плату на компании некорректно, пояснили в НСФР. Одновременно там признают: если отказаться от этого принципа, расходы на запуск инициативы приведут к росту тарифов на связь. В итоге бремя финансирования антифрод-мер все равно может лечь на граждан, резюмировали в объединении.
Для решения проблемы в НСФР предлагают ввести налоговые вычеты или другие формы компенсации затрат на внедрение обязательной маркировки звонков. Это поможет не допустить перекладывания финансового бремени на бизнес и потребителей. «Известия» направили в Минфин запрос о готовности выделить средства на поддержку реализации пакета мер по борьбе с мошенниками.
Телефонная связь с клиентом — важный аспект работы любой финансовой организации, отметили в объединении микрофинансовых организаций СРО «МиР». Ежедневно совершаются тысячи исходящих звонков, а ежемесячно — миллионы.
Издержки на внедрение маркировки звонков действительно могут лечь на конечного потребителя, предположил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Банки начнут закладывать их в стоимость обслуживания клиентов, повышая комиссии за переводы, выдачу карт или иные финансовые услуги.
Впрочем, кредитные организации в любом случае имеют достаточный запас прочности, чтобы справиться с дополнительными тратами — в прошлом году они получили рекордную прибыль в 3,8 трлн рублей. Далеко не все отрасли отечественного бизнеса могут похвастаться такими результатами.
Если постановление правительства примут в исходном виде, многие компании столкнутся с тратами, к которым они не готовы. Особенно это чувствительно в условиях замедления экономики и все еще высокой ключевой ставки.
При сохранении нынешних требований компании могут рассмотреть возможность вовсе отказаться от массового использования звонков при коммуникации с клиентами, отметил Владимир Чернов.
По его словам, тарифы операторов могут оказаться достаточно высокими, чтобы бизнес перешел к более активному использованию чатов и push-уведомлений. А это может быть неудобно, например, возрастным клиентам. Именно поэтому, считают эксперты, нужно заранее продумать механизм компенсации рынку потенциальных затрат.
Евгений Грачев